Сравнительный анализ психофизиологических ресурсов развития ребенка младшего школьного возраста и младшего подростка
Страница 6

Информация » Характеристика психологической готовности младшего школьника к средней школе » Сравнительный анализ психофизиологических ресурсов развития ребенка младшего школьного возраста и младшего подростка

В отечественных психолого-педагогических исследованиях было уделено достаточное внимание воспитывающему воздействию организованного детского коллектива на школьника [3, с. 115]. Современные исследования доказывают, что включённость в жизнь коллектива создаёт основные предпосылки для адекватного общения школьника и является важным условием его психического развития [7, с. 94].

Таким образом, переход от детства к отрочеству характеризуется появлением своеобразного мотивационного компонента кризиса, вызванного сменой социальной ситуации развития и изменением содержания внутренней позиции ученика. В отличие от «классического» подросткового кризиса он ещё пока слабо выражен в поведении, во внешних проявлениях; переживания школьников, связанные с такими изменениями, далеко не всегда осознаются ими, часто они даже не могут сформулировать свои трудности, проблемы, вопросы. В результате возникает психологическая незащищённость перед новым этапом развития. Недовольство собой, отношениями с другими, критичность в оценке результатов учёбы - всё это может стать стимулом к развитию потребности в самовоспитании, а может и негативно отразиться на характере самоуважения, стать препятствием полноценного формирования личности. И путь, по какому пойдёт становление личности подростка, во многом зависит от того, насколько успешно будет пройден этот этап-переход от детства к отрочеству.

Понятие «адаптация» (adaptatio-прилаживание, приспособление) было впервые введено Г.Аубертом и первоначально означало изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов к действующим раздражителям. В дальнейшем употребление этого термина встречается в более широком смысле как жизнь любого организма – это, прежде всего непрерывная адаптация к условиям столь же непрерывно меняющейся среды.

Понятие «школьная адаптация» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. Данный процесс подчиняется особым психическим закономерностям.

Исследователи, изучающие феномен школьной адаптации, такие как Э.М.Александровская, А.Л.Венгер, Е.А.Ямбург, уделяют огромное внимание динамическим изменениям в процессе адаптации. Большинство исследований показывают, что школьная адаптация заканчивается на 5-6 неделе обучения. Помимо этого выделяются уровни адаптации. При низком уровне адаптации наблюдается её дезадаптация.

Школьная дезадаптация — это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Вполне естественно, что преодоление той или иной формы дезадаптации, прежде всего, должно быть направлено на устранение причин, ее вызывающих. Очень часто дезадаптация ребенка в школе, неспособность справиться с ролью ученика негативно влияют на его адаптацию в других средах общения. При этом возникает общая средовая дезадаптация ребенка, указывающая на его социальную отгороженность, отвержение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Результаты анализа данных, полученных по опроснику К. Леонгарда – Г. Шмишека
Данные распределения психологических типов в исследуемых группах представлены в таблице № 3. Таблица № 3. Распределение психологических типов в экспериментальной и контрольной группах. № п/п Название типа характера по К. Леонгарду Количество случаев в группах Экспериментальная группа Контрольная группа 1 Гипер ...

Практическая часть. Характеристика объекта исследования
В нашем исследовании проводится анкетирование 30 подростков в возрасте от 11 до 18 лет обоих полов, страдающих различными двигательными тиками. Вся группа исследуемых детей разбита на две подгруппы: по 15 девочек и 15 мальчиков. Дети одного и того же возраста представлены двумя человеками обоих полов с различной клинической картиной тик ...

Возрастные особенности детей подросткового возраста, склонных к дисгармоничному развитию личности
Подростковый возраст не случайно называют «сложным», «критическим», «кризисным». В этот период перехода от детства к взрослости происходит качественный скачок в развитии психики: осознание своей индивидуальности, становление устойчивого представления о себе («Я» – образ), формирование самопознания. Происходит как бы рождение личности че ...