Психологические основы обыска
Страница 1

Эффективность таких важных следственных действий как обыск, опознания и следственный эксперимент в немалой степени зависит от правильного и умелого использования следователями психологических знаний, научной разработки их психологии. Поэтому в русле данной темы мы рассмотрим общую психологическую характеристику каждого из этих следственных действий, проведем анализ психологических состояний их участников, ознакомимся с приемами повышения эффективности обыска, опознания и следственного эксперимента.

В психологическом аспекте обыск является сложным и очень специфическим следственным действием. Обыск носит по отношению к обыскиваемому принудительный характер. В этом плане сущность обыска заключается в принудительном обследовании (на основе предусмотренных законом условий и при наличии достаточных оснований) помещений, участков местности, граждан.

Для обыска характерна противоположность целей следователя и других участников обыска, с одной стороны, и обыскиваемого с другой. Если следователь и работники органа дознания стремятся обнаружить орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем, то обыскиваемый, как правило, не заинтересован в этом. Обыск для подозреваемого (обвиняемого), членов семьи означает вторжение посторонних людей в их квартиру, ознакомление с материальными, личными, интимными сторонами их жизни.

Обыск может у некоторых ассоциироваться с виновностью обыскиваемого, членов его семьи, отсюда и крайне негативное отношение к ним. Все эти факторы обусловливают наличие при обыске конфликтной ситуации. Она является второй особенностью данного следственного действия.

Третьей особенностью обыска является его ярко выраженный поисковый характер. Следователю, работникам милиции необходимо найти орудия преступления, предметы, ценности, как правило, спрятанные обвиняемым.

При проведении обыска следователь располагает обычно весьма ограниченными, неполными данными об условиях его производства, объектах, подлежащих изъятию, местах их нахождения. Таким образом, обыск - своеобразная задача с несколькими неизвестными, решать ее приходится, как правило, располагая скудными исходными данными. Поэтому этот вид процессуальной деятельности следователя имеет проблемный характер. Проблемность - четвертая психологическая особенность обыска.В тех случаях, когда следователь перед началом обыска не имеет даже приблизительных сведений о местонахождении разыскиваемых орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, наибольшую сложность представляет определение возможных мест укрытия искомого. Следует особо подчеркнуть, что при проведении обыска, (как и других следственных, процессуальных действий) мыслительная, познавательная сторона деятельности следователя всегда является доминирующей по отношению ко всем другим. Например, при производстве обыска следователь, как правило, не может ставить перед собой невыполнимую задачу с одинаковой тщательностью смотреть каждый квадратный сантиметр обыскиваемой площади.

Розыску укрытого должен предшествовать выбор подходящего момента, обыска, способа обеспечения его производства, наиболее вероятных мест укрытия в зависимости от физических характеристик разыскиваемых предметов, осматриваемого помещений, территории, личности преступника. Такая мыслительная деятельность следователя в процессе обыска находит свое выражение в разработке и выдвижении поисковых версий.

Страницы: 1 2 3 4 5


Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца
Ведущая деятельность младенческого возраста - эмоциональное общение со взрослым. Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое ...

Особенности работы с детьми трудного поведения.
Итак, мы уже достаточно определились с вопросами о том, кто такие «трудные» дети и почему они появляются в нашем обществе. Осталось только ответить на вопрос, каким образом организовать жизнь этого общества, чтобы количество таких детей и подростков уменьшилось. Как предотвратить девиантное поведение, как помочь «трудному» ребёнку стать ...

Воспитание толерантности у подростков
Толерантность часто трактуется как терпимость к иному. Однако в последнее время исследователи все чаще высказываются против понимания толерантности как снисходительно-равнодушного отношения к другому. Индифферентной терпимости противопоставляется активная позиция принятия, признания, понимания другого. Таким образом, под толерантностью ...