Психологические основы обыскаСтраница 3
Как показали проведенные исследования, во многих случаях несовершеннолетние бывают небрежны оставляют оружия преступления, ценности, добытые преступным путем, легкодоступных, местах на виду, среди своих личных вещей. Вероятно, это обусловлено малым жизненным опытом подростков, такими их психологическими личностными качествами, как беспечность, нерасчетливость, неосторожность и пр. Данную тенденцию не следует смешивать с так называемым феноменом привыкания к опасности. Он возникает в тех случаях, когда предметы преступного назначения или же добытые в результате правонарушения находятся у обвиняемого более или менее длительное время. Вначале преступник стремится надежно спрятать их, оборудует специальные тайники, заботится о маскирующих признаках. Однако по истечении определенного времени, особенно при необходимости периодически использовать укрытое, для проверки его неприкосновенности, преступник постепенно перестает укрывать, прятать, утрачивает осторожность. В таких случаях оружие, орудия преступления, ценности остаются вне тайников, на виду. Названная психологическая особенность может проявляться не только у подростков, но и у взрослых.
Однако нередко несовершеннолетние правонарушители устраивают более или менее сложные тайники, тщательно продумывают способы укрытия. При этом они используют информацию, полученную детективной литературе, приключенческих фильмах, а также опыт взрослых преступников. Определенную роль при этом играют и такие психологические качества несовершеннолетних, как фантазия, воображение, гибкость ума, нестандартность мышления. Обычно несовершеннолетние не решаются держать дома орудия преступления, Предметы и ценности, добытые преступным путем, предпочитают прятать их на "ничейной территории", на пустырях, в подвалах и т.д. При отсутствии надлежащего контроля похищенное имущество, различные технические средства для совершения преступления подростки могут хранить непосредственно в жилом помещении. При проведении обыска нужно учитывать также образование, культурный уровень, знания, интеллектуальные способности обыскиваемого.
Представляется, что выбор способа и места укрытия обуславливается и совокупностью познавательных качеств обвиняемого - его кругозора, способностей, воображения.
Нужно, однако иметь ввиду, что нет правил без исключений. Практика знает немало случаев, когда обвиняемые - малообразованные, весьма недалекие люди применяли чрезвычайно оригинальные способы укрытия орудий преступления, предметов, ценностей, добытых преступным путем. Очевидно, это объясняется тем, что выбор места и способов укрытия не всегда требует высокого уровня умственного развития.
Накопленные криминалистические и судебно-психологические наблюдения показывают, что на выбор места и способов укрытия значительное влияние могут оказывать профессиональные навыки и умения обыскиваемого. Профессия определяет многие стороны личности, в том числе и ее, интересы, направленность, взгляды, нания, опыт, память, воображение, наблюдательность. Но влияние профессии не ограничивается только этим; она формирует специфические навыки, приемы, умения. Кроме того, профессия, как вид постоянной трудовой деятельности человека, не оканчивается формированием у лица необходимых психофизиологических качеств, но продолжает свое действий материальной сфере, нередко обусловливает наличие у него тех или иных орудий, инструментов. Поэтому знание способа совершения преступления, обнаружение при обыске соответствующих применению этого способа орудий и инструментов явится важным доказательством по делу. Наконец, профессия может определять и физические возможности человека, например его силу, ловкость, а также имеет отношение к выбору места и способа укрытия.
Психологические особенности подросткового возраста
Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан
с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В связи ...
Особенности личности больных с хроническими заболеваниями с различной
степенью адаптации
Сначала рассмотрим особенности самосознания испытуемых экспериментальных групп.
Группа A (высокий уровень адаптации)
Результаты, полученные с помощью шкалы «Самоприятие» показали, что большинство испытуемых данной группы имеют высокий и средний уровень самоприятия (33%). У испытуемых группы A низких показателей по шкале «Самоприятие» ...
Исследование школьной адаптации в младшем школьном возрасте к обучению в
среднем звене. Формирование выборки и методическое
обеспечение исследования
Цель нашего исследования раскрыть особенности психолого-педагогического сопровождения в период адаптации младших школьников к обучению в среднем звене.
Объект исследования - адаптации младших школьников к обучению в пятом классе
Предметом исследования: психолого-педагогического сопровождение младших школьников в период адаптации к обу ...