Психологические основы обыска
Страница 5

В процессе обыска есть возможность усиливать элементы психологической напряженности обвиняемого, чтобы легче заметить "критические точки". Такой метод в криминалистической науке и практике получил название "словесная разведка". Суть его в том, что следователь (или работник, органа дознания) спрашивает обыскиваемого о расположении помещении, назначении тех или иных предметов, принадлежности определенных вещей и т.д. и при этом наблюдает за его состоянием, психофизиологическими реакциями. При этом в действие вступает новый дополнительный раздражитель - словесный, который еще более усиливает процессы эмоционального возбуждения обыскиваемого усложняет возможности контроля за собственным поведением и реакцией. Словесный раздражитель усиливается, если задаваемые вопросы исходят из ситуации обыска. Например, следователь, подойдя к столу и обнаружив, что его ящики на замке, опрашивает: кто пользуется этим столом, что в нем находится, почему он заперт?

Еще большее значение имеет наблюдение за поведенческими актами обыскиваемого. Следственной практике известно немало случаев, когда обвиняемый, члены его семьи при приближении обыскивающего к месту укрытия устраивали ссоры, эксцессы, проявляя истерические реакции, симулировали внезапное ухудшение состояния здоровья и т.п. Это делалось, чтобы отвлечь внимание участников обыска, приостановить или не допустить опасное для обыскиваемого развитие событий, могло свидетельствовать о невозможности оправиться с возникшей психологической напряженностью.

Такого рода поведенческие акты можно классифицировать как попытки, во-первых, отвлечь внимание участников обыска от осмотра определенных участков и предметов; во-вторых, замаскировать или закрыть доступ к каким-либо участкам помещения; в-третьих, внушить представление о нецелесообразности поис­ков на определенных участках помещения, о не существенности, незначительности каких-либо объектов (например, на вопрос следователя "Что находится в чулане?" жена обвиняемого отвечает, что там всякий хлам, что участники обыска зря потеряют время на осмотр и т.д. Немаловажен и психологический аспект анализа внешней обстановки. Понимаемая в самом широком смысле слова, она отражает многие особенности личности ее социального статуса, материальное и общественное положение человека, его культурный уровень, потребности, интересы, склонности, нравственные представления. Поэтому обнаружение в квартире обвиняемого предметов, резко не соответствующих его материальному положению долж­но привлечь внимание следователя. В ряде случаев целесообразно получить по отдельности объяснения обвиняемого, членов его семьи относительно появления таких предметов в их жилище.

В криминалистической литературе имеются рекомендации относительно проведения повторного и даже неоднократного обыска у одного и того же лица, если первый не дал положительных ре­зультатов. Эффективность повторных обысков психологически вполне объяснима. Нередко обвиняемый, у которого в ходе перво­го обыска ничего не обнаружили, успокаивается, возвращает вре­менно перепрятанные ценности, добытые преступным путем к себе домой.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Результаты апробации.
До начала работы с детьми по разработанной методике, мы повторно замерили уровень агрессивности у отобранных двадцати человек испытуемых из общей группы обследуемых начальных классов (4 класса), поделив их на две группы – экспериментальную и контрольную, максимально уравняв обе группы по показателям пола, агрессивности детей. Далее с д ...

Критерии удовлетворенности трудом у педагогов коррекционной школы в зависимости от стажа работы. Программа исследования
Исследование проводилось с двумя группами по 15 человек в каждой группе. Первую группу составляют педагоги со стажем педагогической деятельности от 2 до 7 лет. Вторую группу составляют педагоги со стажем педагогической деятельности от 8 до 15 лет. Все педагоги работают в коррекционной школе-интернате и имеют высшее или неоконченное высш ...

Исследование субъективного отношения к природе
Методика "Доминанта" направлена на диагностику субъективного отношения к природе. На основании полученных результатов исследования в экспериментальной группе можно сделать следующий вывод: высокодоминантное субъективное отношение к природе – 6 человек, это составляет 30%; среднедоминантное субъективное отношение к природе – ...