Психологические основы обыска
Страница 5

В процессе обыска есть возможность усиливать элементы психологической напряженности обвиняемого, чтобы легче заметить "критические точки". Такой метод в криминалистической науке и практике получил название "словесная разведка". Суть его в том, что следователь (или работник, органа дознания) спрашивает обыскиваемого о расположении помещении, назначении тех или иных предметов, принадлежности определенных вещей и т.д. и при этом наблюдает за его состоянием, психофизиологическими реакциями. При этом в действие вступает новый дополнительный раздражитель - словесный, который еще более усиливает процессы эмоционального возбуждения обыскиваемого усложняет возможности контроля за собственным поведением и реакцией. Словесный раздражитель усиливается, если задаваемые вопросы исходят из ситуации обыска. Например, следователь, подойдя к столу и обнаружив, что его ящики на замке, опрашивает: кто пользуется этим столом, что в нем находится, почему он заперт?

Еще большее значение имеет наблюдение за поведенческими актами обыскиваемого. Следственной практике известно немало случаев, когда обвиняемый, члены его семьи при приближении обыскивающего к месту укрытия устраивали ссоры, эксцессы, проявляя истерические реакции, симулировали внезапное ухудшение состояния здоровья и т.п. Это делалось, чтобы отвлечь внимание участников обыска, приостановить или не допустить опасное для обыскиваемого развитие событий, могло свидетельствовать о невозможности оправиться с возникшей психологической напряженностью.

Такого рода поведенческие акты можно классифицировать как попытки, во-первых, отвлечь внимание участников обыска от осмотра определенных участков и предметов; во-вторых, замаскировать или закрыть доступ к каким-либо участкам помещения; в-третьих, внушить представление о нецелесообразности поис­ков на определенных участках помещения, о не существенности, незначительности каких-либо объектов (например, на вопрос следователя "Что находится в чулане?" жена обвиняемого отвечает, что там всякий хлам, что участники обыска зря потеряют время на осмотр и т.д. Немаловажен и психологический аспект анализа внешней обстановки. Понимаемая в самом широком смысле слова, она отражает многие особенности личности ее социального статуса, материальное и общественное положение человека, его культурный уровень, потребности, интересы, склонности, нравственные представления. Поэтому обнаружение в квартире обвиняемого предметов, резко не соответствующих его материальному положению долж­но привлечь внимание следователя. В ряде случаев целесообразно получить по отдельности объяснения обвиняемого, членов его семьи относительно появления таких предметов в их жилище.

В криминалистической литературе имеются рекомендации относительно проведения повторного и даже неоднократного обыска у одного и того же лица, если первый не дал положительных ре­зультатов. Эффективность повторных обысков психологически вполне объяснима. Нередко обвиняемый, у которого в ходе перво­го обыска ничего не обнаружили, успокаивается, возвращает вре­менно перепрятанные ценности, добытые преступным путем к себе домой.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Особенности ориентировки в пространстве детей с нарушениями зрения. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения
Зрительная функция осуществляется благодаря сложной системе различных взаимосвязанных структур — зрительного анализатора и позволяет ориентироваться в пространстве, воспринимать форму и цвет предметов, видеть их на разном состоянии, при ярком свете и в сумерках. Функции глаза включают центральное и периферическое зрение, светоощущение, ...

Лапароскопия и лапаротомия. Сравнительная оценка
Гинекология бывает консервативной и оперативной. В консервативной гинекологии применяется медикаментозный способ лечения. Как следует из названия, оперативная гинекология подразумевает собой хирургическое вмешательство. Лапаротомия и лапароскопия - это различные виды доступов, посредством которых можно выполнить оперативное вмешательст ...

Нарушение мотивационного компонента восприятия.
Подход к восприятию, как деятельности обязывает выявить изменения ее различных характеристик, которые могут оказаться "ответственными" за его нарушение.Еще в 1946 г. С. Л. Рубинштейн писал, что в восприятии отражается вся многообразная жизнь личности, поэтому следовало ожидать, что при изменении личностного отношения изменяетс ...