ВведениеСтраница 1
Культура и искусство речи всегда была предметом особого внимания, ведь, чтобы добиться успеха, надо, прежде всего, научиться общаться. Это уже стало аксиомой для многих. Но не для всех.
Главное в деловом общении- искусство взаимодействия собеседников. Деловые люди постоянно сталкиваются с самыми различными проблемами межличностного общения при организации совместной деятельности. Многие серьезные проблемы возникают из-за неумения партнеров правильно организовать общение со своими коллегами
Структура бизнеса насчитывает, по мнению психологов, более 350 компонентов. Но одной из самых сложных его сторон является общение. Только через живое и непосредственное общение осуществляется процесс взаимодействия между партнерами.
Техника делового общения должна быть освоена каждым. Ведь самые интересные и плодотворные учебно-воспитательные материалы, самые активные и прогрессивные методы учебно-воспитательного воздействия «зарабатывают» только тогда, когда будут обеспечены верным, соответствующим им деловым общением.
Основные задачи, которые решаются в процессе делового общения- образовательная, воспитательная и развивающая.
При решении образовательных задач деловое общение позволяет обеспечивать реальный психологический контакт собеседников; сформировывать положительную мотивацию обучения, создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска и совместных раздумий.
При решении воспитательных задач с помощью делового общения налаживаются взаимоотношения, психологические контакты между педагогом и обучающимися, что во многом способствует успешности учебной (деловой) деятельности; формируется познавательная направленность личности; преодолеваются психологические барьеры; формируются межличностные отношения между партнерами.
При решении развивающих задач через деловое общение создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности:
- преодолеваются социально-психологические факторы, сдерживающие развитие личности в процессе общения (скованность, стеснительность, неуверенность и др.);
- создаются возможности для выявления и учета индивидуально-психологических особенностей обучающихся (собеседников);
- осуществляется социально- психологическая коррекция в развитии и становлении важнейших личностных качеств (речь, мыслительная деятельность и др).
Таков диапазон делового общения в системе коммуникации. Деловой человек должен владеть основами управления инициативой в общении. Если он умеет делать, то влияние будет более эффективным.
К наиболее эффективным способам управления инициативой в делом общении относятся следующие:
- оперативность в организации изначального контакта с собеседником;
- интенсивность перехода от организационных процедур (приветствие, пожатие руки и т.п.) к деловому, личному общению;
- оперативность в достижении психологического единства с собеседником, формирование чувства «мы»;
- постановка задач и вопросов, которые в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать собеседника;
- обеспечение внешнего коммуникативного вида: опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние и т.п.;
- реализация речевых и невербальных средств взаимодействия, активное включение мимики, умение транслировать собственную расположенность к собеседнику, дружественность.
Критические жизненные ситуации
В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разными ситуациями.
Среди множества всех этих ситуаций особо выделяются те, которые можно обозначить как критические жизненные ситуации. Под ними психологи обычно понимают значимые проблемные или трудные ситуации, требующие разрешения или преодоления; при этом имеются в виду не привычные ...
Соотношение
биологического и социального
Рис. 8 - Соотношение базовых понятий
Рис. 9 - Факторы формирования личности
Вопросы для самопроверки:
1. Из чего состоит личность человека?
2. Какие факторы влияют на формирование личности?
3. Какие можно выделить социальные факторы? ...
Результаты анализа данных, полученных по опроснику
К. Леонгарда – Г. Шмишека
Данные распределения психологических типов в исследуемых группах представлены в таблице № 3.
Таблица № 3. Распределение психологических типов в экспериментальной и контрольной группах.
№ п/п
Название типа характера по К. Леонгарду
Количество случаев в группах
Экспериментальная группа
Контрольная группа
1
Гипер ...