Анализ основных направлений и форм работы психологической службы
Страница 3

Информация » Определение уровня тревожности младших школьников » Анализ основных направлений и форм работы психологической службы

Запросы родителей школьников к психологу по своему содержанию отнюдь не сводятся к проблемам школьной неуспеваемости. Практика работы психолога позволяет типизировать случаи обращения родителей за психологической помощью. Случаи, группирующиеся вокруг проблемы плохой успеваемости: плохая успеваемость по всем или некоторым предметам; плохая память; невнимательность; неорганизованность; отсутствие желания учиться; побеги из школы; эмоциональные срывы по поводу учебных успехов или неуспехов и др.

1. Случаи, группирующиеся вокруг тревожности родителей индивидуально-личностных качеств ребенка: медлительный, утомляемый, упрямый, эгоист, агрессивный, тревожный, лживый, конфликтный и др.

2. Случаи, группирующиеся вокруг особенности межличностных отношений ребенка со сверстниками и взрослыми: необщительный, учитель предвзято относится к ребенку, плохие отношения между братьями и сестрами, непонимание ребенка родителями и др.

3. Запрос по поводу выдающихся, с точки зрения родителей, способностей ребенка: как составить план индивидуальных занятий с ребенком, рассчитать посильную для него нагрузку.

Содержанием просветительской работы школьного психолога с родителями также является ознакомление родителей с актуальными проблемами детей, насущными вопросами, которые решают их дети в данный момент школьного обучения и психического развития. В ходе психологических бесед на классных собраниях психолог предлагает подходящие на данном этапе развития ребенка формы детско-родительского общения.

Консультирование учащихся организуется либо по просьбе учащегося, либо по инициативе психолога по просьбе родителей или педагогов.

Также консультирование школьников может быть групповым.

Основные направления консультативной работы при работе со школьниками:

- Проблемы, связанные с обучением

- Проблемы, связанные с воспитанием

- Проблемы, связанные с поведением

- Эмоциональные проблемы

- Проблемы, связанные с адаптацией

- Коммуникативные проблемы

- Проблемы, связанные с детско-родительскими отношениями

- Профессиональная ориентация

- Проблемы, связанные с зависимостями

- Определение дальнейшего образовательного маршрута

Работа с учащимися начинается с ежегодной диагностики школьной готовности детей 6-7летнего возраста с целью выявления уровня развития познавательной, интеллектуальной, речевой и социальной сфер каждого ребенка. Первичная диагностика школьной готовности позволяет выявить детей с недостаточным уровнем функциональной готовности к школьному обучению, дать необходимые и своевременные рекомендации родителям и учителям по дальнейшему формированию предпосылок учебной деятельности.

Ежегодно психологом осуществляется наблюдение за адаптацией учащихся 1-х классов, которое проводится в форме посещения уроков, наблюдения за поведением детей во внеурочное время, проведения анкетирования родителей и учителя. Это позволяет более целенаправленно вести психопрофилактическую работу с родителями в форме индивидуальных консультаций, бесед, классных собраний и способствует, в целом, снятию тревожности у детей первого года обучения.

Работа по адаптации при переходе учащихся из начальной школы в среднюю осуществляется посредством следующих форм и методов:

- диагностика психологической готовности учащихся к переходу из начального звена в среднее и психологического климата в классных коллективах;

- анкетирование учащихся;

- посещение уроков;

- проведение семинара для педагогов;

- проведение родительских собраний.

Такой подход к организации адаптационного периода в школе позволяет выявить ряд трудностей у учащихся, связанных с изменением условий обучения и наметить пути их преодоления, а также выявить группу учащихся с недостаточным уровнем психологической готовности к обучению в среднем звене, выработать рекомендации для педагогов.

К приоритетным направлениям работы школьной психологической службы следует отнести деятельность, направленную на формирование психологической культуры всех участников образовательного процесса, формирование психологического здоровья. Данные направления реализуются через взаимодействие психолога со всеми участниками учебного процесса.

Страницы: 1 2 3 4 5