Достоевский Федор Михайлович (30.10.1821 - 28.01.1881)
Страница 2

Гениальность и помешательство » Достоевский Федор Михайлович (30.10.1821 - 28.01.1881)

Достоевский проговорил эти последние слова с свойственным ему страстным порывчатым шепотом,. Мы все сидели, как загипнотизированные, совсем под обаянием его слов. Вдруг, внезапно, нам всем пришла та же мысль: сейчас будет с ним припадок. Его рот нервно кривился, все лицо передергивало.

Достоевский вероятно прочел в наших глазах наше опасение. Он вдруг оборвал свою речь, провел рукой по лицу и зло улыбнулся: “Не бойтесь, - сказал он, - я всегда знаю наперед, когда это приходит”.

Нам стало неловко и совестно, что он угадал нашу мысль, и мы не знали что сказать. Федор Михайлович скоро ушел от нас после этого и потом рассказывал, что в эту ночь с ним действительно был жестокий припадок”.

Сам Федор Михайлович связывает свои припадки с божественным даром. А как он восхищенно описывает свое состояние экстаза! С одной стороны, эпилепсия ничего в себе хорошего не несет, а с другой – эта «сладкая нега» и помогала Достоевскому творить великолепные произведения. Он не мог это контролировать, но знал, когда это придет.

Однако, такая аура близости к Богу свойственна большинству, страдающему эпилепсией. Так могло ли именно его безумие развить в нем гениальность?

Сегалов пишет:

«Кроме того, это произведение («Бесы») полно злых нападок и обнаруживает совершенно нетерпимое отношение к созданным им героям, которое в такой степени противоречит христианским взглядам автора, что может быть объяснено только влиянием болезни. Этот страстный, раздраженный тон находится в полном противоречии с основным настроением тех произведений Достоевского, в которых его гений достигает недосягаемостью высоты в его глубоком понимании человеческой души (“Записки из мертвого дома”) и спокойно объективном созерцании (“Братья Карамазовы”)».

А почему же тогда Достоевский воспринимал свои припадки с восхищением, в основном благодаря тому, что это как бы приближало его к богу?

Ещё некоторые черты характера Достоевского можно найти в «Игроке» и в «Подростке». Как известно, Достоевский увлекался рулеткой, и, бывало, проигрывался довольно основательно. Он сам называет свою натуру подлой и страстной, и говорит о том, что всю жизнь, везде и всегда переходит он черту.

Вообще, людям неуравновешенным свойственно пристрастие к алкоголю, однако, Достоевский в этом плане был чрезвычайно умерен. Пожалуй, к чему он имел небольшое пристрастие, так это сладости, но и тут он себя ограничивал. Из других источников известно, что Федор Михайлович поглощал большое количество очень крепкого чаю и кофе, к тому же, являлся заядлым курильщиком. Этим всем он занимался в особенности за работой, что, по-моему, является альтернативой спиртному.

Алогичный Сегалов пишет о том, что в рассказе «Хозяйка», написанном в 1847, Достоевский не раскрыл своего таланта. А вот после 1860 – «художник» обрел свою стезю. То есть, как раз после появления в жизни Достоевского «святой болезни». Не понятно, зачем Сегалов говорит о том, что болезнь никак не связанна с гениальностью Достоевского и тут же сам это опровергает. А в действительности, думаю, эпилепсия лишь «дала толчок», так как и до начала припадков, романы Достоевского имели исключительный успех.

Сегалов видит в творчестве Федора Михайловича пять типов эпилептиков: первым является как раз старик Мурьин, из рассказа «Хозяйка» (1847). Второй тип – это Нелли, в романе «Униженные и оскорбленные» (1861). Третий – князь Мышкин из «Идиота» (1868). Кириллов, лицо из романа «Бесы» (1871-1872) – четвертый тип эпилептика.

Пятый – это Смердяков из «Братьев Карамазовых» (1879-1880).

По этой хронологической цепочке можно проследить вариации болезни самого Достоевского.

Хочется сказать о герое «Бесов», о Кириллове: во внешности Кириллова нет ничего необычного, но, порой, поражает его речь… Он говорит отдельными словами или отрывочными предложениями, и заметно сразу, что мышление его затруднено. Идеи связываются у него в высшей степени причудливо. Я не стану здесь излагать содержание его мировоззрения, это слишком далеко завело бы. Только отмечу, что его взгляды проникнуты религиозно-мистическим настроением и имеют корни в его иллюзиях и галлюцинациях. У Кириллова не бывает припадков, но часто наступают их психические эквиваленты. Свои переживания в эти моменты он изображает следующим образом:

«Есть секунды, их всего за раз приходит пять или шесть и вы вдруг чувствуете присутствие вечной гармонии, совершенно достигнутой. Это не земное; я не про то, что оно небесное, а про то, что человек в земном мире не может перенести. Надо перемениться физически или умереть. Это чувство ясное и неоспоримое. Как будто вдруг ощущаете всю природу и вдруг говорите: да, это правда. Бог, когда мир создавал, то в конце каждого дня создания говорил: “Да, это правда, это хорошо”. Это . это не умиление, а только так, радость. Вы не прощаете ничего, потому что прощать уже нечего. Вы не то, что любите, о, - тут вы в любви! Всего страшнее, что так ужасно ясно и такая радость. Если более пяти секунд - то душа не выдержит и должна исчезнуть, в эти пять секунд я проживаю жизнь, и за них отдам всю мою жизнь, потому что стоят. Чтобы выдержать десять секунд, надо перемениться физически. Я думаю, человек должен перестать родить . К чему дети, к чему развитие, коли цель достигнута?»

Страницы: 1 2 3


Винсент Ван Гог (30.03.1853 - 29.07.1890)
Ещё один великий, - на этот раз, постимпрессионист, Винсент Ван Гог. Ровно за год до его рождения, день в день, его мать родила другого ребенка, также названного Винсентом. Он родился мертвым. Существует мнение, что Винсент Ван Гог пережил психологическую травму из-за того, что был как бы заменителем того ребенка, своего брата, носивше ...

Особенности психологических технологий профессиональной ориентации в дошкольном и младшем школьном возрасте
В настоящее время в Законе об образовании России предусмотрены следующие уровни профессионального образования и обучения: допрофессиональное трудовое обучение и воспитание, обеспечивающее мотивационную готовность и операциональную подготовленность к труду и выбору профессии; начальное, среднее, высшее профессиональное образование, на ка ...

Свойства внимания
Колебание внимания. Оно выражается в периодической смене объектов, на которые оно обращается. Колебание внимания следует отличать от повышения или понижения интенсивности внимания, когда в отдельные отрезки времени оно бывает то более, то менее напряженным. Колебание внимания наблюдается даже при самом сосредоточенном и устойчивом вни ...