Достоевский Федор Михайлович (30.10.1821 - 28.01.1881)
Страница 1

Гениальность и помешательство » Достоевский Федор Михайлович (30.10.1821 - 28.01.1881)

Существует великолепная работа Т.Е. Сегалова, уже умершего талантливого московского психиатра, «Болезнь Достоевского». Писалась она в качестве сегаловской диссертации (на заре его деятельности, в 1906 году), со свойственным ему живым интересом и всесторонним подходом к изучаемой проблеме. Опубликовано не мало статей по поводу болезни Достоевского, которые более ёмко и ярко описывают ее и затрагивают многие ее грани. Но, тем не менее, работа Сегалова на этом фоне не меркнет, она, несмотря на меняющиеся психиатрические, психологические взгляды, остается значимой. Именно эта диссертация сумела пробудить должный интерес к личности Достоевского и за рубежом.

Известно, что Достоевский «своим припадкам эпилепсии» вёл дневник, записывая, когда они приходили. Дочь Достоевского пишет, что по семейному преданию, первый припадок эпилепсии с ним приключился, когда он узнал о насильственной смерти отца. Сам Достоевский начало припадков относит к каторжной жизни. Факт в том, что припадки имели место быть с 1860 года, когда Достоевскому было 40 лет.

Так вот, Аменицкий, писавший предисловие к статье Сегалова, пишет, что эпилепсия разрушает психику человека, и, пожалуй, Достоевский обладал так называемой эффективной эпилепсией, которая несет в себе эпизодический характер. «Сохранность же гения Достоевского представляет особое, исключительное явление, объясняемое главным образом поздним развитием припадков и сравнительной их редкостью». Аменицкий напротив, говорит о том, что эпилепсия только мешала Достоевскому быть гениальным.

Однако не трудно заметить, что Аменицкий, полагая, что болезнь шла Достоевскому не во благо, противоречит вопиющим фактам: обратим внимание на то, что, читая Достоевского, всегда поражает большое количество психически больных людей. К тому же, вспоминавшие его люди, да и сам Федор Михайлович не редко об этом говорили, что он писал своих героев по собственному подобию, он был, пожалуй, «одним из самых искренних писателей».

Сегалов говорит об этом же, когда показывает, как Достоевский «вкладывает» в уста прокурора в своих «Братьях Карамазовых» для объективности обвинения Дмитрия Карамазова и в защиту эпилептика Смердякова: “Сильно страдающие от падучей болезни, по свидетельству глубочайших психиатров, всегда наклонны к беспрерывному и, конечно, болезненному самообвинению. Они мучаются от своей “виновности” в чем-то и перед кем-то, мучаются угрызениями совести, часто даже безо всякого основания, преувеличивают и даже сами выдумывают на себя разные вины и преступления”. Абсолютно верно то, что Федор Михайлович описывает свои ощущения.

Достоевский рассказывал Всеволоду Соловьеву о том, что после первого припадка у него как отшибло память, ему даже пришлось перечитывать начало «Бесов», он даже имена главных героев вспомнить не мог.

Великолепное описание своей болезни Достоевский дал Софьи Ковалевской, что записано в её собственных «Воспоминаниях юности»:

«Мы с сестрой знали, что Федор Михайлович страдает падучей, но эта болезнь была окружена в наших глазах таким магическим ужасом, что мы никогда не решились бы и отдаленным намеком коснуться этого вопроса. К нашему удивлению он сам об этом заговорил и стал нам рассказывать, при каких обстоятельствах произошел с ним первый припадок . Он говорил, что болезнь эта началась у него, когда он был уже не на каторге, а на поселении. Он ужасно томился тогда одиночеством и целыми месяцами не видел живой души, с которой мог бы перекинуться разумным словом. Вдруг, совсем неожиданно, приехал к нему один его старый товарищ . Это было именно в ночь перед светлым Христовым воскресеньем. Но на радостях свидания они и забыли, какая эта ночь, и просидели ее всю напролет дома, разговаривая, не замечая ни времени, ни усталости и пьянея от собственных слов.

Говорили они о том, что обоим всего дороже - о литературе, об искусстве и философии, коснулись, наконец, религии.

Товарищ был атеист, Достоевский - верующий; оба горячо убежденные каждый в своем.

- Есть бог, есть, - закричал, наконец, Достоевский, вне себя от возбуждения. В эту самую минуту ударили в колокола соседней церкви к светлохристовой заутрене. Воздух весь загудел и заколыхался.

- И я почувствовал - рассказывал Федор Михайлович, - что небо сошло на землю и поглотило меня. Я реально постиг бога и проникнулся им. Да, есть бог, - закричал я, - и больше ничего не помню.

- Вы все, здоровые люди, - продолжал он, - и не подозреваете, что такое счастье, то счастье, которое испытываем мы, эпилептики, за секунду перед припадком. Магомет уверяет в своем Коране, что видел рай и был в нем” Все умные дураки убеждены, что он просто лгун и обманщик. Ан нет! Он не лжет. Он, действительно, был в раю в припадке падучей, которою страдал, как и я. Не знаю, длится ли это блаженство секунды, или часы, или месяцы, но верьте слову, все радости, которые может дать жизнь, не взял бы я за него”.

Страницы: 1 2 3


Понятие аддиктивного поведения
Для определения аддиктивного поведения требуется рассмотреть такие термины как поведенческая норма, поведенческая патология и девиантное поведение. Отсутствие зависимости предполагает, что индивид соответству­ет понятиям поведенческой нормы. Норма же (по мнению К.К. Платонова) - это явление группового сознания в виде разделяемых групп ...

Возрастные особенности детей подросткового возраста, склонных к дисгармоничному развитию личности
Подростковый возраст не случайно называют «сложным», «критическим», «кризисным». В этот период перехода от детства к взрослости происходит качественный скачок в развитии психики: осознание своей индивидуальности, становление устойчивого представления о себе («Я» – образ), формирование самопознания. Происходит как бы рождение личности че ...

Сюжетно-ролевая игра как фактор формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной воспитанности. Ст ...