Формирование зависимости от азартных игр
Страница 1

Информация » Зависимость от азартных игр, гэмблинг-зависимость » Формирование зависимости от азартных игр

Азартные игры (гэмблинг) относятся к аддикции, не свя­занной с приемом каких-то веществ, изменяющих психичес­кое состояние.

Согласно американскому диагностическому и статисти­ческому руководству по классификации психических рас­стройств DSM-IV (1996), основной чертой патологичес­кого гэмблинга является "хроническая и прогрессирующая неспособность сопротивляться желанию участвовать в азартных играх и участие в азартных играх, которое комп­рометирует, разрушает или повреждает личные, семейные или профессиональные интересы. Участие в азартных иг­рах, стремление к нему и активность в этом направлении усиливаются в периоды стресса. Проблемы, возникающие как результат гэмблинга, ведут к интенсификации участия в азартных играх". Обращается внимание на наиболее час­тые проблемы, связанные с участием в азартных играх. К ним относятся прежде всего хронические долги, невыполнение долговых обязательств и другие виды финансовой безответственности. Характерны нарушенные семейные отношения, недобросовестное отношение к работе, различ­ного рода противозаконные действия с целью получить деньги для расчета с долгами.

Патологическое влечение к азартным играм рассматривается с точки зрения пяти теоретических моделей (Зайцев В.В., 2000): а) на­следственно-биологической, в рамках которой имеются указания на особенность у таких пациентов ОКО-2 гена, определяющего функ­цию допаминовых рецепторов; б) поведенческой; в) когнитивной; г) психодинамической и д ) социальной.

В. Зктпег рассматривал фе­номен патологической склонности к азартным играм в рамках пове­денческой модели, считая, что в ее основе лежат появляющиеся в процессе взаимодействия индивида и среды аддиктивные паттерны поведения. Когнитивная теория связывает патологическую игру с когнитивными ошибками, иррациональными убеждениями и так называемой «иллюзией, контроля». Типичны следующие когнитив­ные ошибки игроков: персонификация игрового ав­томата («игровой автомат похож на меня») или типичное объяснение проигрыша («я проиграл потому, что был невнимателен»). К ирраци­ональным убеждениям относят следующие четыре стержневые ха­рактеристики: нетерпеливость к длительным усилиям («я должен выиграть в следующей ставке»), низкая фрустрационная толерант­ность («это ужасно, если я не выиграю»), искажение самооценки («я ничто, если я не играю и не выигрываю»), преувеличение («я не мо­гу существовать, если я не играю»). «Иллюзия контроля», игрок верит, что может контролировать случайные события посредством различных спосо­бов ритуального поведения.

Психодинамически ориентированные терапевты объясняют компульсивное поведение игрока доминирующими психологичес­кими защитами, присущими обсессивно-компульсивной личности,

Наркозависимость и коморбидные поведенческие расстройства и девиации, которая в условиях стресса и повышенных нагрузок преобразуются в симптоматическое поведение, приобретающее характер ритуала или компульсии. Наибольшее значение имеют такие защиты, как «унич­тожение сделанного», «фантазии о всемогущественном контроле» и «реактивное образование» (Н.Мак-Вильяме, 1996 г.).

С целью выявления особенностей прогностической и эмоцио­нально-волевой деятельности лиц, подверженных гемблингу, (В.Д. Менделевич, И. Гаврикова) было проведено экспериментально-психологическое исследование. В исследовательской работе были выдвинуты 2 гипотезы: 1) у лиц с девиантным поведением в форме гемблинга прогностическая и эмоционально-волевая деятельность отличается от прогностической и эмоционально-волевой деятельно­сти гемблинг-независимых личностей; 2) прогностическая и волевая деятельность гемблеров и наркоманов сходна, не имеет существен­ных различий.

Американский психолог, Джефри Хейнепс (доклад 2002 год) выдвигает следующую теорию формирования зависимости от азартных игр. Людям нравится сам процесс игры на скачках, казино, лотереи, а не только выигрыш. Это становится опасным, когда это принимает патологическую форму. Хейнепс выделяет следующие стадии развития патологического влечения: выигрыш, проигрыш, отчаяние.

Страницы: 1 2


Одежда
В одежде и в том, как человек хотел бы выглядеть, проявляется та роль, которую он хотел бы играть в обществе, и его внутренняя позиция. Крылатое выражение “Одежда делает человека” подразумевает, что человек, его внутренняя сущность таковы, какова его одежда. Одежда является некой условностью. Разъяснение может дать не мода, а направлени ...

Занятие 5
Тема: Он, я, ты, она вместе будем мы друзья. Цель занятия: тренировка ассоциативного восприятия и творческого мышления, продолжение работы над сплоченностью группы, развитие навыков позитивного социального поведения. 1. Введение. Приветствие. Создаем хорошее настроение: "Улыбнитесь!"; "Скажите добрые слова друг другу&q ...

Занятие 10
Цель: формирование единства в поведенческой сфере: развитие навыков и умений взаимодействия, сотрудничества, согласованности действий в решении групповых проблем. Ход занятия: Приветствие участниками друг друга Основная часть Подведение итогов занятия. 1 упражнение. Ритуал приветствия. 2 упражнение. Деловая игра “Потерянный город” ...