Стресс и факторы, способствующие возникновению психосоматических расстройств. Понятие и возможности системы психической адаптации
Страница 1

Информация » Стресс как причина психосоматических заболеваний » Стресс и факторы, способствующие возникновению психосоматических расстройств. Понятие и возможности системы психической адаптации

Термин «адаптация» широко и по-разному применяется в различных областях науки – социальных, медицинских, биологических, психологических и др.

Среди ученых наметились две группы в трактовке данного понятия, каждая из которых разделяется еще на подгруппы.

Первая – рассматривает адаптацию как следствие одной отдельной функции организма человека (возбуждения, реактивности, рефлекса и др.), а то и отдельного параметра этой функции. Причем некоторые связывают адаптацию лишь с понижением, другие – с повышением, третьи – с сохранением параметров функции.

Вторая группа рассматривает адаптацию более широко – как результат всех функций организма, но одни авторы выделяют внутренние функции, другие – внешние, третьи – и те и другие вместе. Вследствие этого сложилось двойственное физиологическое представление об адаптации:

1) как общей реакции всего организма, но на основе ведущего значения какой-либо одной физиологической системы – нервной (И.М. Сеченов, И.П. Павлов), эндокринной (Г. Селье), половой (З. Фрейд), генетической (Э. Майр) и др.;

2) как специфической «физиологической адаптации», характеризующей лишь изменения чувствительности какого-либо органа.

Но всем известно, что существует понятие и социальной адаптации.

Ю.А. Александровский (1997) указывает, что при любом психотравмирующем воздействии, прежде всего, страдает наиболее сложная и социально-детерминированная форма реагирования человека на окружающее. Однако следует помнить, что адаптированную психическую деятельность детерминируют не только социально-психологические механизмы, но и ряд других, которые в совокупности обеспечивают жизнедеятельность человека (например, биофизиологическая, в том числе и психофизиологическая адаптация).

Согласно концепции П.К.Анохина (1975), в случае адаптированной психической деятельности принятие решения предполагает учёт ожидаемого будущего результата, в соответствии с моделью которого строится «поведенческая программа». В случае же психотравмирующих и конфликтных ситуаций, проходящих с преобладанием отрицательных эмоций, происходит более энергичный поиск способа удовлетворения потребности. Это может привести к нарушению афферентного синтеза, рассогласованию аппарата оценки результата действия, и в конечном итоге – к искажённой оценки ситуации и неправильному поведению[4]. Примерно так выглядит нейрофизиологическая схема механизмов, приводящих к психической дезадаптации.

Раскрывая механизмы дезадаптации, уместно принять во внимание взгляды А.И. Волошина и Ю.К. Субботина (1987), которые, опираясь на принципы системного подхода, утверждали, что компенсаторные реакции при различных патологических состояниях являются наиболее генерализованными, вследствие чего как бы перекрывают адаптивные признаки. Результат этого – возможность отмечать среди патологических также и компенсаторные проявления, значительно искажающие клиническую картину болезни[5].

Исходя из всего вышесказанного, вслед за Ю.А. Александровским (1997), можно представить иерахизированную схему психической адаптации, которая включает в себя ряд звеньев: социально-психологических контактов; поиска, восприятия и переработки информации; обеспечения бодрствования и сна; эмоционального реагирования; эндокринно-гуморальной регуляции; другие подсистемы.

Зачастую понятие «приспособление» рассматривается как синоним термина «адаптация». Оно часто отождествляется с понятиями «защита», «акклиматизация», «устойчивость», «выносливость», «компенсация» и т.д.

Этимологически термин «адаптация» означает буквально «прилаживание», «приноровление», т.е. пригнанность и вписанность элемента в систему.

В.И. Лебедев (1989) считает, что границей, отделяющей обычные условия от измененных, являются такие ситуации, в которых под воздействием стрессогенных факторов психофизиологические и социально-психологические механизмы, исчерпав резервные возможности, более не могут обеспечивать адекватное отражение и регуляторную деятельность человека. И в этих случаях наступает психическая дезадаптация, или кризис[6].

Страницы: 1 2


Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа эксперимента
Для эффективного психолого-педагогического сопровождения нам необходима информация об особенностях развития мотивационной, эмоционально-волевой сфер, а так же о коммуникативных особенностях учащихся, составивших выборку нашего исследования. Необходимые данные, в первую очередь были нами получены в ходе предварительного изучения анализа ...

Описание исследования
В ходе проведения исследования были получены следующие данные. 1. Как показало анкетирование (вопросы анкеты в приложении 1): 1) Из 15 опрошенных - 15 смотрят телевизор каждый день в среднем по 4,5 часа. А это 100%. 2) Из 15 опрошенных, 12 учеников смотрят сериалы. А это 80 %. 8 из 12 опрошенных назвали более одного сериала. Большинс ...

Эмпирическое исследование проблемы гендерных различий как фактора межличностного понимания. Организация исследования и характеристика выборки
В данном исследовании нами ставилась цель изучить влияние гендерной идентичности (показатель гендерной социализации) на общение подростков в группе сверстников (показатель процесса социализации в целом). При проведении гендерных исследований, первоначально проводят исследование гендерной идентичности – ролевых позиций, которые люди зан ...