Введение

Актуальность:

Современная ситуация во всём мире характеризуется бурным развитием науки, достижения которой зачастую сталкивают человека с воздействием экстремальных условий жизнедеятельности, то есть со стрессами, которые и вызывают различные срывы функционирования высшей нервной деятельности.

Концепция стресса, разработанная канадским физиологом Гансом Селье, оказала огромное влияние на различные направления науки о человеке – медицину, психологию, социологию и другие области знаний. Предпосылкой возникновения и широкого распространения учения о стрессе можно считать возросшую актуальность проблемы защиты человека от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды.

В настоящее время представители самых различных научных дисциплин весьма интенсивно исследуют стресс и его значение для больного и здорового человека[1].

Стресс многолик в своих проявлениях. Он может спровоцировать начало практически любого заболевания. Известная терапевтическая резистентность множества «трудных» соматических больных в клиниках стимулирует интересы специалистов в области изучения болезней адаптации, или психосоматических расстройств. Психосоматические расстройства, чаще представленные функциональными нарушениями различных органов и систем, наиболее распространённая соматическая патология, которая составляет, по данным различных исследователей 40-60% от числа обратившихся за помощью к врачам общего профиля.[2] Важное значение имеет выявление расстройств психической адаптации в первую очередь на донозологическом этапе, что может быть использовано для своевременного проведения мероприятий по профилактике клинически выраженных психических и психосоматических нарушений[3].

В связи с этим в настоящее время растёт потребность в расширении наших знаний о стрессе и способах его предотвращения и преодоления, где особое значения приобретают методики психической саморегуляции.

Цель:

Проанализировать особенности влияния стрессовых факторов на возникновение психосоматических расстройств и рассмотреть основные психокоррекционные методы снятия психической напряжённости.

Задачи:

1. Изучить развитие и современное состояние проблемы стресса;

2. Раскрыть понятие и механизмы возникновения психосоматических расстройств или болезней адаптации;

3. Раскрыть основные принципы строения и функционирования системы психической адаптации человека;

4. Описать основные методы и упражнения по профилактике и коррекции состояний, вызванных воздействием стресса;

Методы:

Теоретический анализ литературных источников.


Основные принципы и содержание психологической диагностики и коррекции школьной адаптации младших школьников
Исходя из вышеописанного феномена школьной адаптации, его основных проявлений, психологической структуры, механизмов формирования, можно утверждать, что эффективная коррекционная и профилактическая работа в этой области невозможна без точного диагноза. Речь должна идти не сколько о медицинском, нозологическом диагнозе, сколько о диагноз ...

Быстрое восстановление
До сих пор рассматривались данные, демонстрирующие скорость вхождения в работу. Имеются, однако, данные, показывающие, что и период восстановления происходит при оптимальных условиях работы быстрее, чем при неоптимальных. И.В. Муравов отмечает, что после оптимальной нагрузки, примененной в качестве активного отдыха, наблюдается более бы ...

Механизмы развития и патогенность эмоционального стресса
В переводе с английского слово «стресс» означает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Стресс, вызывающий негативные эмоции, называется «дистрессом», положительные эмоции – «эустрессом»[7]. В 1936 году в журнале «Nature» канадский физиолог Ганс Селье опубликовал короткое сообщение под назван ...