История и современное
состояние психопрофилактикиСтраница 1
Одной из причин возникновения перинатальной психологии явились противоречия, которые ощутили и специалисты, занимающиеся родоразрешением, и родители (матери, отцы), и желающие иметь детей. С одной стороны, медицина развилась до таких диагностических и фармакологических высот, что может контролировать сложнейшие функции человеческого организма. С другой стороны, при этом успешность родов и здоровье потомства систематически ухудшаются.
Психогигиена и психопрофилактика (от греч. hygienos — целебный и prophylaktikos — предохранительный) — области медицинской психологии, задачей которых является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчения острых психотравматических реакций. Методы психогигиены и психопрофилактики включают психокоррекционную работу в рамках консультативных центров, «телефонов доверия» и других организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям; массовые обследования с целью выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними; информацию населения и т. д. Специальными задачами современной психопрофилактики являются помощь людям в кризисных ситуациях семейного, учебного или производственного характера, работа с молодыми и распадающимися семьями и т. п.
Формирование перинатальной психотерапии в качестве отдельного направления во многом вызвано необходимостью приостановки тенденции роста количества новорожденных с нервно-психическими расстройствами. Причин этого явления много: и успехи медицины, приводящие к уменьшению смертности детей с патологией в прошлые годы несовместимой с жизнью, и неудовлетворительная психопрофилактическая работа с беременными, и ошибки родовспоможения, и ухудшение экологии, и рост наркомании.
К особенностям перинатальной психотерапии на современном этапе ее развития следует отнести:
- диадический характер объекта психотерапевтического воздействия (системы «беременная-плод» или «мать-дитя»);
- семейный характер проблем, которые она предназначена решать;
- низкий уровень осведомлённости пациентов, нуждающихся в перинатальной психотерапии, о возможности её получения;
- необходимость активного выявления нуждающихся в перинатальной психотерапии и формирования у них мотивации на лечение;
- ятрогенный и психологогенный характер ряда нарушений, являющихся показанием к применению психотерапии;
- последовательную смену задач, связанных со стадиями жизнедеятельности семьи, этапами реализации репродуктивной функции;
- необходимость тесного сотрудничества перинатального психотерапевта с другими специалистами (акушерами-гинекологами, неонатологами, психологами);
- предпочтение краткосрочных психотерапевтических методик;
- дефицит специфического психологического инструментария и методических разработок в области психотерапии;
- недостаточное количество грамотных специалистов, способных осуществлять перинатальную психотерапию;
- профилактическую направленность.
Среди отечественных ученых одним из первых о психопрофилактике в акушерстве заговорил И.З. Вельвовский. В 1954 году он защитил докторскую диссертацию по теме: «Система психопрофилактического обезболивания родов», которая быстро нашла практическое применение во многих роддомах страны. Работы учеников и последователей Вельвовского Гройсмана и Кришталя можно найти в избранных трудах харьковской школы.
Результаты экспериментальной работы по развитию мышления у детей младшего
школьного возраста
Мышление – это высший, наиболее обобщающий и опосредованный процесс отражения в человеческом сознании действительности, устанавливающий связи и отношения между познаваемыми объектами, раскрывающими их свойства и сущность.
После проведения контрольного эксперимента, для осуществления которого были повторно применены: методика “Исключени ...
Особенности родительского отношения к часто
болеющим детям
Представления ребенка об окружающем мире и, в частности, о болезни отражают мировоззрение родителей. В еще большей мере это относится к чувствам. Среди возникающих у родителей чувств могут быть переживания вины за развитие заболевания, негодование из-за поведения ребенка, приведшего к болезни, отчаяние в связи с кажущимся или реальным п ...
Гендерные различия в межличностном понимании
Существует несколько подходов к изучению различий между представителями двух полов, которые условно можно разделить на биологический, этологический, антропологический, и социальный и психологический. В каждом из этих подходов выделяют определенные детерминанты, влияющие на появление этих различий: это, соответственно, влияния, оказываем ...

