История и современное состояние психопрофилактики
Страница 1

Одной из причин возникновения перинатальной психологии явились противоречия, которые ощутили и специалисты, занимающиеся родоразрешением, и родители (матери, отцы), и желающие иметь детей. С одной стороны, медицина развилась до таких диагностических и фармакологических высот, что может контролировать сложнейшие функции человеческого организма. С другой стороны, при этом успешность родов и здоровье потомства систематически ухудшаются.

Психогигиена и психопрофилактика (от греч. hygienos — целебный и prophylaktikos — предохранительный) — области медицинской психологии, задачей которых является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчения острых психотравматических реакций. Методы психогигиены и психопрофилактики включают психокоррекционную работу в рамках консультативных центров, «телефонов доверия» и других организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям; массовые обследования с целью выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними; информацию населения и т. д. Специальными задачами современной психопрофилактики являются помощь людям в кризисных ситуациях семейного, учебного или производственного характера, работа с молодыми и распадающимися семьями и т. п.

Формирование перинатальной психотерапии в качестве отдельного направления во многом вызвано необходимостью приостановки тенденции роста количества новорожденных с нервно-психическими расстройствами. Причин этого явления много: и успехи медицины, приводящие к уменьшению смертности детей с патологией в прошлые годы несовместимой с жизнью, и неудовлетворительная психопрофилактическая работа с беременными, и ошибки родовспоможения, и ухудшение экологии, и рост наркомании.

К особенностям перинатальной психотерапии на современном этапе ее развития следует отнести:

- диадический характер объекта психотерапевтического воздействия (системы «беременная-плод» или «мать-дитя»);

- семейный характер проблем, которые она предназначена решать;

- низкий уровень осведомлённости пациентов, нуждающихся в перинатальной психотерапии, о возможности её получения;

- необходимость активного выявления нуждающихся в перинатальной психотерапии и формирования у них мотивации на лечение;

- ятрогенный и психологогенный характер ряда нарушений, являющихся показанием к применению психотерапии;

- последовательную смену задач, связанных со стадиями жизнедеятельности семьи, этапами реализации репродуктивной функции;

- необходимость тесного сотрудничества перинатального психотерапевта с другими специалистами (акушерами-гинекологами, неонатологами, психологами);

- предпочтение краткосрочных психотерапевтических методик;

- дефицит специфического психологического инструментария и методических разработок в области психотерапии;

- недостаточное количество грамотных специалистов, способных осуществлять перинатальную психотерапию;

- профилактическую направленность.

Среди отечественных ученых одним из первых о психопрофилактике в акушерстве заговорил И.З. Вельвовский. В 1954 году он защитил докторскую диссертацию по теме: «Система психопрофилактического обезболивания родов», которая быстро нашла практическое применение во многих роддомах страны. Работы учеников и последователей Вельвовского Гройсмана и Кришталя можно найти в избранных трудах харьковской школы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Помощь взрослых подростку в преодолении трудностей взросления
Психологическая помощь сродни таким понятиям, как поддержка, любовь к ближнему, благотворительность, попечительство. Психологическая помощь - это особая деятельность специалиста, осуществляемая в процессе решения жизненно важной задачи, возникающей у другого лица при непосредственном взаимодействии. Жизненно важные проблемы у личности в ...

Развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста
На протяжении всего дошкольного возраста происходит развитие навыков ориентировки в пространстве. Ребёнок уже в раннем детстве хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов. Однако он не отделяет направлений пространства и пространственных отношений между предметами от самих предметов. Образование представл ...

Самооценка и самоуважение
Первая составляющая самоуважения — это чисто эмоциональный элемент, то, как и что вы чувствуете о самом себе, отдельно и вне зависимости от кого-либо или чего-либо еще. Вторая составляющая вашего самоуважения определяется ощущаемым вами уровнем компетентности в том, что вы делаете. Это то, как вы представляете себе, насколько хорошо вы ...