Гендерные различия в межличностном пониманииСтраница 1
Существует несколько подходов к изучению различий между представителями двух полов, которые условно можно разделить на биологический, этологический, антропологический, и социальный и психологический. В каждом из этих подходов выделяют определенные детерминанты, влияющие на появление этих различий: это, соответственно, влияния, оказываемые на генном уровне; происходящие из общих закономерностей поведения живых существ; возникшие в следствии культурно-исторических взаимодействий народов, особенностей их быта и культуры; берущие начало при включении в социальные отношения, возникающие под влиянием социальных институтов, групп, закономерностей массового поведения и процессов, происходящих в обществе. Коротко остановимся на некоторых из них.
В начале 50-х - середине 60-х гг. XX в. было проведено несколько антропологических исследований и выдвинут ряд гипотез посвященных половым различиям. Среди них можно выделить следующие:
D’Andrade R. (1966) анализируя кросс-культурные доказательства, обратил внимание, что определенные различия в темпераменте мужчин и женщин являются универсальными во многих культурах;
Rabban M (1950): более ранее и более четкое понимание полоролевых стереотипов наблюдается у детей родителей, принадлежащих к рабочему классу, по сравнению со средним классом.
Sears R.R.(1957): чем старше и образованнее мать, тем менее она требовательна к тому, чтобы ее дети строго придерживались полотипичного поведения (маскулинного или феминного).
Linton R. (1936) предположил, что превосходство особей мужского пола, в комбинации с разными ролями двух полов в репродукции и заботе о потомстве, привело к делегированию мужчинам задач, связанных с охотой, защитой.
Целью исследования H. Barry III (1957) было желание понять, что влияет на появление половых различий - биологические или социальные основы. Предметом исследования стали 110 культур. Различные аспекты социализации детей были проранжированы по 7-ми бальной шкале. За переменные были взяты ответственность и сложность обучения, обучение заботе о потомстве (nurturance training), обучение опоры на свои силы (self-reliance training), обучение послушанию, обучение достижению цели (achievement training). Проанализированные данные показали, что в 92 % культур не было обнаружено половых различий в социализации в младенческом возрасте. Сильные различия появляются в детском возрасте. Девочки подвергаются значительному давлению в сторону обучению заботе о потомстве, послушанию, а также ответственности. Мальчики же - достижению цели и опоры на свои силы. Также было выдвинуто предположение, что сообщества, характеризующиеся большими, cooperative семьями склонны преувеличивать значение полоролевых стереотипов в воспитании детей, а небольшие (нуклеарные) семьи - наоборот, т.к. и мать и отец могут взять на себя функции друг друга в случае необходимости.
Этологи накопили массу данных, которые показывают комплексное построение у животных гендерных проявлений (gender display), ухаживания и поведения, связанного со спариванием (mating behavior). Это поведение рассматривается как механический и инстинктивный ответ на генетически заложенные программы. Однако на его реализацию влияет также и процесс онтогенеза. Ray L. Birdwhistell (1970), относя человека к видам со слабым половым диморфизмом, пишет, что таким видам для продолжения рода необходима организация поведения, направленная на узнавание возможного партнера с помощью движений, различных положений тела и т.п. Patrick C. Lee (1976), суммируя несколько исследований, замечает, что поведение, связанное со спариванием имеет адаптивное значение, т.к. оно связанно с экономией репродукции. Состоя из полоспецифичных сигналов, приобретших определенное значение в процессе эволюции для членов определенной группы, эти сигналы последовательные и реципрокно организованны для того, чтобы привести особей мужского и женского пола к становлению партнерами.
В психологии было проведено множество исследований на эту тему. Они проводились в рамках четырех подходов, сложившихся при изучении гендерных различий на Западе:
1) исследования проводившиеся с помощью теста на Маскулинность - Феминность, разработанного Terman & Miles, а также тест Vocational Interest Inventory составленный Strong;
2) подход связанный с психологией развития: начался с исследований G. Stanley Hall, которые были продолжены его учеником A. Gessell. Последний, вместе с Ilg, провели широкое наблюдение над детьми и разработал связанные с возрастом (age-linked) нормы развития (Normative-Maturational Aproach).
Работа с агрессивным поведением детей в рамках современной практической
психологии.
В этом разделе мы постараемся осветить уже проводимую с детьми работу в области консультирования и психотерапии, выделив схожие положения и методы работы с агрессивным поведением детей.
Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию всех её областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического ...
Основные причины возникновения трудного поведения.
В конце 19- начале 20 вв. учёными было проведено множество исследований, с целью установить причины отклонения поведения детей и подростков от нормы. В итоге появились различные теории. Которые можно условно разделить на две группы:
1. биологические причины
2. психологические причины[13]
Так, например, авторы биологических теорий, та ...
Методика исследований
В ходе исследования было использовано четыре вида тестов для определения:
– объема кратковременной памяти;
– объема образной кратковременной памяти;
– возможности памяти при разных способах запоминания;
– объема внимания.
Выявление объема кратковременной памяти.
В течение 1 минуты испытуемый внимательно читает предложенный тест из ...