История и современное состояние психопрофилактики
Страница 5

Зачатие и беременность не только приводят к физиологическим изменениям в организме матери, но и оказывают значительное влияние на ее психику, меняют характер межличностных отношений женщины с окружающей средой. Здесь особое значение приобретает поддержка, оказываемая беременным женщинам со стороны окружающих. Отмечается зависимость между наличием чувства поддержки у беременных женщин и благополучным протеканием у них беременности и родов, а также лучшим психическим развитием ребенка в дальнейшем.

Сегодня на важность междисциплинарного подхода к акушерским проблемам указывают и отечественные и зарубежные клиницисты. Речь идет о форме медицинского мышления допускающего, что не только психические заболевания, но и такие психические факторы, как отрицательные эмоции, психическое напряжение, утомление, тревога, депрессии могут являться этиологическими факторами возникновения акушерских осложнений. Необходимость психопрофилактической работы с беременными была заявлена в медицинской литературе достаточно давно, а сейчас мы можем констатировать возрастание практического спроса на такого рода психологическую помощь. Васильева В.В. отмечает, что «только в Москве в настоящее время работает 45 центров по подготовке к родам. Методики в них значительно разнятся и, к сожалению, часто они складываются на основе интуитивного представления о роли разного рода психологических воздействий или даже на основе личного опыта в родах. В одних, акцент делается на тренировку технических возможностей (дышать, расслабится), в других, напротив предлагается отказаться от какого бы то ни было сознательного контроля и «прислушаться к собственному телу», в третьих, с помощью психоанализа предлагается разрешение внутренних конфликтов (использование глубинных методов психологического воздействия в период беременности, на мой взгляд, не приемлемо). Кроме того, психологи центров часто негативно высказываются относительно методов и способов наблюдения беременной акушерами-гинекологами. Такая ситуация приводит к эскалации эмоциональной напряженности и в конечном итоге к развитию нервно-психических расстройств у беременной. Медицинские сведение относительно успешности родов показывают вполне сопоставимые результаты в группе женщин, прошедших такую специальную подготовку, и в группе «неподготовленных» женщин»[10].

С другой стороны, жалобы беременных невротического характера в женских консультациях часто объясняются либо «положением» женщины и игнорируются, либо приводят к назначению симптоматической медикаментозной терапии. Известно, что 35% женщин во время беременности принимают психотропные препараты. Применение наиболее распространенных трициклических антидепрессантов в первом триместре может увеличивать вероятность развития уродств у младенца, в более поздние сроки нередко приводит к нарушениям дыхания и сердечно-сосудистой системы, к повышению мышечного тонуса у новорожденных. В то же время, раннее выявление нервно-психических расстройств у беременных и применение адекватной психокоррекции и психотерапии позволят значительно снизить количество назначаемых препаратов или вообще обойтись без них.

Таким образом, важной задачей, стоящей перед медициной и психологией является формирование новых методов и форм психопрофилактики женщин в период вынашивания и рождения ребенка.

Если рассматривать траекторию психологического состояния человека, как череду стабильных и критических периодов, то время ожидания рождения ребенка и первое время после его появления на свет - это критическая стадия развития личности женщины. Понимание беременности как психологического кризиса дает возможность построить работу с беременными женщинами в форме оказания психологической помощи в кризисной ситуации. Низкая эффективность подготовки к родам наблюдается в том случае, если новая ценность «ребенок» не заняла устойчивого места в системе ценностей женщины. В этом случае, несмотря на «подготовленность», в реальной ситуации женщина будет вести себя не в соответствии с нуждами ребенка, а в большей степени будет ориентироваться на себя, свои актуальные потребности (избавиться от боли, поскорее завершить процесс). Как бы хорошо ее не научили «дышать», в критический момент, она будет кричать, задерживать дыхание, осуществляя более привычное помогающее ей (а не ребенку) действие. Тренинговая работа с беременной может проводиться как индивидуально, так и в группе. С помощью психотерапевтических методов необходимо уменьшить невротические проявления, ориентировать на адекватную реакцию в ответ на стрессовые раздражители, подготовить тело и психику к будущим родам. Важной целью при подготовке беременных к родам является рассеивание страхов женщин, связанных с родами. Страх, напряженность и боль неразрывно связаны. Страх является результатом отсутствия знаний у роженицы о событиях, происходящих в процессе родов. Он, в свою очередь, вызывает напряженность мышц, в том числе и мышц нижнего полюса матки. Напряженность мышц вызывает боль и приводит к затягиванию родов. Этот порочный круг (страх - напряженность - боль) можно разорвать, если беременная в антенатальном периоде получит объяснения того, что происходит во время родов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Введение.
Рассматривая данную тему, я буду руководствоваться не только психологическими теориями, но и философскими ученьями Для того чтобы легче освоить столь глубинный вопрос я разделю его на две части Это сам термин восприятия который будет рассмотрен как с чисто психологической так и с медицинской точки зрения Ведь психология играет важную р ...

Теоретическая часть. Механизмы речи
Речь - это всегда конкретный процесс использования информантом языковых знаков. Но поскольку этот процесс всегда двусторонний, предусматривающий другого партнера коммуникации, разные роли в процессе коммуникации - пассивные или активные, разные сенсорные механизмы и разное участие паралингвистических средств типа темпа речи, особенносте ...

Сознательное и бессознательное.
Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но не осознаются. Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, кото­рая управляет мышлением, ...