История и современное состояние психопрофилактики
Страница 5

Зачатие и беременность не только приводят к физиологическим изменениям в организме матери, но и оказывают значительное влияние на ее психику, меняют характер межличностных отношений женщины с окружающей средой. Здесь особое значение приобретает поддержка, оказываемая беременным женщинам со стороны окружающих. Отмечается зависимость между наличием чувства поддержки у беременных женщин и благополучным протеканием у них беременности и родов, а также лучшим психическим развитием ребенка в дальнейшем.

Сегодня на важность междисциплинарного подхода к акушерским проблемам указывают и отечественные и зарубежные клиницисты. Речь идет о форме медицинского мышления допускающего, что не только психические заболевания, но и такие психические факторы, как отрицательные эмоции, психическое напряжение, утомление, тревога, депрессии могут являться этиологическими факторами возникновения акушерских осложнений. Необходимость психопрофилактической работы с беременными была заявлена в медицинской литературе достаточно давно, а сейчас мы можем констатировать возрастание практического спроса на такого рода психологическую помощь. Васильева В.В. отмечает, что «только в Москве в настоящее время работает 45 центров по подготовке к родам. Методики в них значительно разнятся и, к сожалению, часто они складываются на основе интуитивного представления о роли разного рода психологических воздействий или даже на основе личного опыта в родах. В одних, акцент делается на тренировку технических возможностей (дышать, расслабится), в других, напротив предлагается отказаться от какого бы то ни было сознательного контроля и «прислушаться к собственному телу», в третьих, с помощью психоанализа предлагается разрешение внутренних конфликтов (использование глубинных методов психологического воздействия в период беременности, на мой взгляд, не приемлемо). Кроме того, психологи центров часто негативно высказываются относительно методов и способов наблюдения беременной акушерами-гинекологами. Такая ситуация приводит к эскалации эмоциональной напряженности и в конечном итоге к развитию нервно-психических расстройств у беременной. Медицинские сведение относительно успешности родов показывают вполне сопоставимые результаты в группе женщин, прошедших такую специальную подготовку, и в группе «неподготовленных» женщин»[10].

С другой стороны, жалобы беременных невротического характера в женских консультациях часто объясняются либо «положением» женщины и игнорируются, либо приводят к назначению симптоматической медикаментозной терапии. Известно, что 35% женщин во время беременности принимают психотропные препараты. Применение наиболее распространенных трициклических антидепрессантов в первом триместре может увеличивать вероятность развития уродств у младенца, в более поздние сроки нередко приводит к нарушениям дыхания и сердечно-сосудистой системы, к повышению мышечного тонуса у новорожденных. В то же время, раннее выявление нервно-психических расстройств у беременных и применение адекватной психокоррекции и психотерапии позволят значительно снизить количество назначаемых препаратов или вообще обойтись без них.

Таким образом, важной задачей, стоящей перед медициной и психологией является формирование новых методов и форм психопрофилактики женщин в период вынашивания и рождения ребенка.

Если рассматривать траекторию психологического состояния человека, как череду стабильных и критических периодов, то время ожидания рождения ребенка и первое время после его появления на свет - это критическая стадия развития личности женщины. Понимание беременности как психологического кризиса дает возможность построить работу с беременными женщинами в форме оказания психологической помощи в кризисной ситуации. Низкая эффективность подготовки к родам наблюдается в том случае, если новая ценность «ребенок» не заняла устойчивого места в системе ценностей женщины. В этом случае, несмотря на «подготовленность», в реальной ситуации женщина будет вести себя не в соответствии с нуждами ребенка, а в большей степени будет ориентироваться на себя, свои актуальные потребности (избавиться от боли, поскорее завершить процесс). Как бы хорошо ее не научили «дышать», в критический момент, она будет кричать, задерживать дыхание, осуществляя более привычное помогающее ей (а не ребенку) действие. Тренинговая работа с беременной может проводиться как индивидуально, так и в группе. С помощью психотерапевтических методов необходимо уменьшить невротические проявления, ориентировать на адекватную реакцию в ответ на стрессовые раздражители, подготовить тело и психику к будущим родам. Важной целью при подготовке беременных к родам является рассеивание страхов женщин, связанных с родами. Страх, напряженность и боль неразрывно связаны. Страх является результатом отсутствия знаний у роженицы о событиях, происходящих в процессе родов. Он, в свою очередь, вызывает напряженность мышц, в том числе и мышц нижнего полюса матки. Напряженность мышц вызывает боль и приводит к затягиванию родов. Этот порочный круг (страх - напряженность - боль) можно разорвать, если беременная в антенатальном периоде получит объяснения того, что происходит во время родов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Винсент Ван Гог (30.03.1853 - 29.07.1890)
Ещё один великий, - на этот раз, постимпрессионист, Винсент Ван Гог. Ровно за год до его рождения, день в день, его мать родила другого ребенка, также названного Винсентом. Он родился мертвым. Существует мнение, что Винсент Ван Гог пережил психологическую травму из-за того, что был как бы заменителем того ребенка, своего брата, носивше ...

Эмпирическое исследование психологических особенностей больных с хроническими соматическими заболеваниями. Программа исследования
Цель исследования – изучение психологических особенностей больных с хроническими соматическими заболеваниями. Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить состояния проблемы адаптации больных с хроническими заболеваниями. 2. Провести вторичный анализ публикаций, связанных с особенностями личности хр ...

Современное состояние проблемы пограничных психических расстройств у детей, находящихся в условиях семейной депривации (анализ литературных данных)
Актуальность исследований пограничных психических расстройств определяется их широкой распространенностью у детей и подростков в амбулаторной практике психиатров, педиатров, школьных психологов и других специалистов, работающих в области психического здоровья детей и подростков (Белов В.П., 1983; Горохов В.И., 1979; Горюнова А.В., Кудри ...