Материалы и методы исследованияСтраница 2
Отмечался средний темп работы, отсутствие нарушений внимания, конкретность ассоциативных образов. Мнестические процессы в норме. Отсутствие нарушений мышления. Самооценка и критика не нарушены.
Личностно-характерологические свойства и особенности эмоционального реагирования у детей данной группы отличались ровным эмоциональным фоном. В значительной части случаев наблюдались признаки обидчивости, готовности к активной защите, демонстративность, самоутверждение.
Соматическая патология в группе практически не выражена, лишь 3% подростков имеют хроническую патологию со стороны органов ЖКТ.
Анализ персонографических данных проводился по 40 показателям.
Средний возраст исследуемых составил в I группе 7, 11 лет, во II группе – 12,5 лет, в III группе - 11,7лет
Таблица 1. Распределение исследуемых по возрастным группам.
Возраст |
5-7 |
8-10 |
11-13 |
14-16 | ||||
N |
% |
N |
% |
N |
% |
N |
% | |
Группа I |
21 |
35 |
32 |
53,3 |
7 |
11,6 |
0 |
- |
Группа II |
0 |
- |
3 |
3,8 |
57 |
73 |
18 |
23 |
Группа IV |
0 |
- |
3 |
5 |
56 |
95 |
0 |
- |
Всего |
21 |
11,2 |
38 |
20,3 |
120 |
64,1 |
18 |
9,6 |
Анализ семейного статуса позволил выявить, что среди семей исследуемых группы I было в среднем 1,35 детей на семью, в то время как в группе II 2,2 ребенка на семью, в группе III 1,1 ребенок на семью (t ³ 2, P £ 0,05), что свидетельствует о повышении риска депривации с рождением каждого следующего ребенка. Для исследуемых первой и третьей (контрольной) группы внутри семьи, как правило, были характерны теплые отношения, напротив, для исследуемых второй группы указанный показатель был невысок.
Таким образом, исследуемые группы I оказались наиболее приближенными по показателям к контрольной группе, так как они обнаруживали лучший эмоциональный контакт внутри семей, что свидетельствует о меньшей выраженности личностной патологии в данной группе.
Образовательный уровень исследуемых в сравнении со средними показателями по стране (данные приводятся по изданию: Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат РФ, 1998 - 813 с.) практически не обнаруживал существенных различий. Однако, обращает на себя внимание высокое количество лиц с запасом знаний, несоответствующих образованию в группе II.
Таблица 2. Образовательный уровень исследуемых.
Умеет читать, писать |
Имеет запас знаний в соотв. с образов. |
Не учился |
Учился во вспомог. школе |
Начальное образов. |
Неполное среднее | |||||||
N |
% |
N |
% |
N |
% |
N |
% |
N |
% |
N |
% | |
Группа I |
44 |
73,3 |
52 |
86,6 |
0 |
- |
0 |
- |
7 |
11,6 |
0 |
- |
Группа II |
70 |
89,7 |
17 |
21,8* |
4 |
5,1* |
8 |
10,3* |
63 |
80,8* |
7 |
8,8* |
Группа III |
59 |
100 |
53 |
89,5 |
0 |
- |
0 |
- |
59 |
100 |
0 |
- |
Всего |
173 |
92,5 |
122 |
65,2 |
4 |
2,1 |
8 |
4,2 |
129 |
68,9 |
7 |
3,7 |
Занятие 3
Цель: Развитие доверия и чуткости.
Ход занятия:
Приветствие участников и снятие напряжения Развитие доверия участников группы друг к другу.
Подведение итогов.
1 упражнение.
Ритуал приветствия.
2 уражнение.
Игра "Пересаживание по признакам"
Цель: пробудка Время проведения: 5 мин.
Все сидят в кругуСначала ведущий, а пот ...
Анализ результатов
Сила нервной системы диагностируется на основании анализа графика работоспособности по форме кривой согласно нижеуказанным критериям. Типы динамики максимального темпа движения проиллюстрированы графиками (рис. 2.1).
Рис. 2.1 – Графики: а – выпуклого типа; б – ровного типа; в – нисходящего типа; г – промежуточного и вогнутого типов. ...
Выдержки из моих наблюдений
Январь 2008 года
«…Январь. Беседа на тему: «Учусь общению». Я объясняю детям, что все люди разные и каждая личность индивидуальна (т.е. неповторима). И поэтому, т.к. мы все разные, мы должны с детства учиться понимать друг друга, т.е. учиться искусству общения. На мой вопрос: «С кем из группы ты быстро находишь общий язык?» дети сразу ...