Материалы и методы исследования
Страница 4

* - обнаружены достоверные различия (t ³ 2, P £ 0,05)

Отражением ранней дезадаптации к социальным условиям, продиктованной семейной депривацией, может служить факт, что дети из II группы достоверно чаще (t ³ 2, P £ 0,05) избегали играть со сверстниками, либо вовсе избегали игр (53% ). Несовпадение сумм чисел в таблице с числом исследуемых в группах обусловлено отсутствием сведений о некоторых исследуемых и вынужденным контактом с группой (например, исследуемый избегал общения с другими детьми, но будучи вынужден посещать детское учреждение, находился в подчинении у остальных детей или был ими отвергнут).

Таблица 4. Характер взаимоотношений исследуемых с другими детьми по группам.

 

Группа I

Группа II

Группа III

Характер отнош.

N

%

N

%

N

%

Равные

18

30

45

57,7*

49

83

Лидерство

15

25*

12

15,4

10

17

Подчинение

23

38,3*

10

12,8

0

-

Отвержен группой

3

5

12

15,4*

0

-

Избегание контакта

10

16,6

10

12,8

0

-

* - обнаружены достоверные различия (t ³ 2, P £ 0,05)

Достоверно чаще (t ³ 2, P £ 0,05) в первой группе (35% против 1,8%) отличались чрезвычайно конформным поведением, слыли "тихонями", что можно трактовать как формирование в будущем измененного характера реагирования, как патологической адаптации к ситуации депривации.

Таким образом, необходимо отметить, что для исследуемых обеих групп характерными являлись ранние расстройства средовой адаптации, возникавшие, по видимому, в силу биологической предрасположенности к искаженным формам поведенческих реакций, проявлявшиеся в значительной степени под влиянием неблагоприятных факторов микроокружения (семейной депривации ).

Анализ психопатологических данных проводился по 135 показателям. Оценивалось как состояние исследуемого на момент клинико-психопатологического обследования, так и документально подтвержденные анамнестические сведения.

По формированию типа личностного реагирования исследуемые по группам распределились следующим образом (см.таблицу). (Так как в группе I в основном были дети младшего школьного возраста, диагноз расстройства личности вынести нельзя, можно говорить о личностных особенностях, далее сформирующихся в определенные типы расстройства личности).

Таблица 5. Формирующийся тип расстройства личности по группам (по МКБ - 10).

Тип расстройства

Группа I

Группа II

личности

N

%

N

%

Шизоидное (F 60.1)

2

3,3

1

1,3

Диссоциальное (F 60.2)

4

6,6

19

24,4*

Эмоц.-неустойчивое (F 60.30)

1

1,6

26

33,3*

Истерическое (F 60.4)

6

10

10

12,8

Ананкастное (F 60.5)

2

3,3

0

-

Тревожное (F 93.8)

20

33,3*

11

14,1

Зависимое (F 60.7)

4

6,6*

1

1,3

Всего

60

100,0

78

100,0

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Периодизация возрастного развития (возрастные периоды развития человека)
Деление временной дистанции на своеобразные и неповторимые этапы составляет проблему периодизации развития. Как отмечал Л. С. Выготский, большинство предложенных идей периодизации при внимательном их анализе оказываются формальными, не затрагивающими сути развития. Критикуя существовавшие к тому времени способы деления детства на возра ...

Анкетирование военнослужащих по экологическим проблемам
Было проведено анкетирование испытуемых по экологическим проблемам. В экспериментальной группе были получены на вопросы следующие ответы. Вопрос №1. Назовите три наиболее важные для Вас экологические проблемы. Загрязнение окружающей среды – 15 человек, что составляет 75%; Загрязнение воды - 11 человек, что составляет 55%; Выбросы х ...

Виды и средства общения
Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым. Непосредственное общение - это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств. Непосредственное общение может быть формальным и межл ...