Материалы и методы исследованияСтраница 4
* - обнаружены достоверные различия (t ³ 2, P £ 0,05)
Отражением ранней дезадаптации к социальным условиям, продиктованной семейной депривацией, может служить факт, что дети из II группы достоверно чаще (t ³ 2, P £ 0,05) избегали играть со сверстниками, либо вовсе избегали игр (53% ). Несовпадение сумм чисел в таблице с числом исследуемых в группах обусловлено отсутствием сведений о некоторых исследуемых и вынужденным контактом с группой (например, исследуемый избегал общения с другими детьми, но будучи вынужден посещать детское учреждение, находился в подчинении у остальных детей или был ими отвергнут).
Таблица 4. Характер взаимоотношений исследуемых с другими детьми по группам.
Группа I |
Группа II |
Группа III | ||||
Характер отнош. |
N |
% |
N |
% |
N |
% |
Равные |
18 |
30 |
45 |
57,7* |
49 |
83 |
Лидерство |
15 |
25* |
12 |
15,4 |
10 |
17 |
Подчинение |
23 |
38,3* |
10 |
12,8 |
0 |
- |
Отвержен группой |
3 |
5 |
12 |
15,4* |
0 |
- |
Избегание контакта |
10 |
16,6 |
10 |
12,8 |
0 |
- |
* - обнаружены достоверные различия (t ³ 2, P £ 0,05)
Достоверно чаще (t ³ 2, P £ 0,05) в первой группе (35% против 1,8%) отличались чрезвычайно конформным поведением, слыли "тихонями", что можно трактовать как формирование в будущем измененного характера реагирования, как патологической адаптации к ситуации депривации.
Таким образом, необходимо отметить, что для исследуемых обеих групп характерными являлись ранние расстройства средовой адаптации, возникавшие, по видимому, в силу биологической предрасположенности к искаженным формам поведенческих реакций, проявлявшиеся в значительной степени под влиянием неблагоприятных факторов микроокружения (семейной депривации ).
Анализ психопатологических данных проводился по 135 показателям. Оценивалось как состояние исследуемого на момент клинико-психопатологического обследования, так и документально подтвержденные анамнестические сведения.
По формированию типа личностного реагирования исследуемые по группам распределились следующим образом (см.таблицу). (Так как в группе I в основном были дети младшего школьного возраста, диагноз расстройства личности вынести нельзя, можно говорить о личностных особенностях, далее сформирующихся в определенные типы расстройства личности).
Таблица 5. Формирующийся тип расстройства личности по группам (по МКБ - 10).
Тип расстройства |
Группа I |
Группа II | ||
личности |
N |
% |
N |
% |
Шизоидное (F 60.1) |
2 |
3,3 |
1 |
1,3 |
Диссоциальное (F 60.2) |
4 |
6,6 |
19 |
24,4* |
Эмоц.-неустойчивое (F 60.30) |
1 |
1,6 |
26 |
33,3* |
Истерическое (F 60.4) |
6 |
10 |
10 |
12,8 |
Ананкастное (F 60.5) |
2 |
3,3 |
0 |
- |
Тревожное (F 93.8) |
20 |
33,3* |
11 |
14,1 |
Зависимое (F 60.7) |
4 |
6,6* |
1 |
1,3 |
Всего |
60 |
100,0 |
78 |
100,0 |
Методика исследований
В ходе исследования было использовано четыре вида тестов для определения:
– объема кратковременной памяти;
– объема образной кратковременной памяти;
– возможности памяти при разных способах запоминания;
– объема внимания.
Выявление объема кратковременной памяти.
В течение 1 минуты испытуемый внимательно читает предложенный тест из ...
Пути коррекционной психолого-педагогической работы по устранению причин
дезадаптивного поведения учащихся
Главная причина школьной дезадаптации в младших классах при переходе их из начальной школы в среднюю связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «мы», он и в среднюю школу входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм и правил любой общнос ...
Особенности развития коммуникативных способностей в подростковом возрасте. Общение
как ведущая деятельность в подростковом возрасте.
Для подростка характерны две сферы общения: общение со взрослыми и общение со сверстниками. Роль этих сфер в формировании его личности не одинакова.
Если в первой сфере подросток выступает в роли ведомого, усваивает общественно значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности и способы дейс ...