Эмпирическое исследование психологических особенностей больных с
хроническими соматическими заболеваниями. Программа
исследованияСтраница 2
"5" -это на меня, похоже;
"6" -это точно про меня;
Подчитывался интегральный показатель "адаптации", который включал в себя результаты по двум шкалам:
a) адаптивность (34 высказывания)
b) дезадаптивность (34 высказывания)
Индекс высчитывается по формуле:
На основе анализа результатов выделяется три экспериментальных группы испытуемых:
1. с высоким уровнем адаптации (группа А)
2. со средним уровнем адаптации (группа В)
3. с низким уровнем адаптации (группа С)
Деление людей на группы производилось с помощью подсчета среднего арифметического (х) и стандартного отклонения (δ)
xi - каждое наблюдаемое значение признака
n - количество наблюдений
Σ - знак суммирования
3. Методики на изучение личностных характеристик
Для исследования особенностей личности испытуемых экспериментальных групп применялись сведущие методики:
3.1. Методика "Личностный дифференциал" (ЛД) (адаптирована в НИИ им. В.М. Бехтерева) – используется нами для изучения самосознания.
Методика ЛД разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшееся в нашей культуре представление о структуре личности.
В ЛД отобрана 21 личностная черта.
Испытуемым предлагается оценить самих себя по отобранным чертам личности.
Отобранные черты в наибольшей степени характеризуют полюса трех классических факторов семантического дифференциала:
1. оценки;
2. силы;
3. активности.
Данные, полученные с помощью личностного дифференциала, отражают субъективные эмоционально-смысловые представления человека о самом себе.
3.2. Шкала " Самоприятия" опросника социально-психологической адаптированности (СПА)[32]
На основе анализа результатов подсчитывается интегральный показатель на основе двух факторов:
a - принятия себя
b - неприятия себя
Выделяется высокий, средний, низкий уровень само приятия на основе подсчета среднего арифметического и стандартного отклонения.
3.3. Шкала "Интегральность" опросника СПА
Интерпретация результатов проводится на основе интегрального показателя, для подсчета которого используются данные по двум шкалам:
a - внутренний контроль
b - внешний контроль
Выделяется высокий, средний, низкий уровень интегральности на основе подсчета среднего арифметического и стандартного отклонения.
3.4. Методика незаконченных предложений
Для изучения мотивационно-потребностного компонента личности применяем методику незаконченных предложений (на основе методики Дж.Нюттена)[33].
Испытуемым предлагалось закончить следующие предложения:
1. Я надеюсь …
2. В будущем моя жизнь …
3. То, к чему я стремился(стремилась) в юности…
4. Оглядываясь на свою жизнь, я думаю, что…
5. Лучший период в моей жизни…
Функциональное состояние
Функциональное состояние человека определяется либо как фон, на котором развиваются психические процессы, либо как многомерная и системная реакция индивида и личности,, либо как целостная характеристика и симптомокомплекс параметров деятельности человека, либо, наконец как система «автоморфизмов субъекта». Другие подходы к пониманию фун ...
Состояние изучения проблемы в психолого-педагогической литературе об
агрессии
Очевидно, что ребенку в раннем возрасте неизбежно присуща определенная Агрессивность. Поэтому мы должны ожидать ее проявления и даже рассчитывать на нее. Детская агрессивность, несомненно, подвергает тяжелому испытанию наше терпение и создает напряженность в отношениях с ребенком. Временами мы будем прибегать к большой строгости, а пото ...
Разработка и апробация методики.
В начале нашей работы над разработкой методики мы собирали диагностический материал, который позволил бы нам выявить агрессивность детей. Сюда вошли следующие методики:
Первый метод – это тест «несуществующего животного».
Это проективная методика исследования личности предложена М.З. Друзкевич в 1985г. Испытуемому в этой методике пре ...

