Эмпирическое исследование психологических особенностей больных с
хроническими соматическими заболеваниями. Программа
исследованияСтраница 3
6. Когда я узнал(а) свой диагноз…
7. Моя жизнь до заболевания…
8. Я бы хотел(а), чтобы родственники…
9. Я буду очень рад(а), если…
10. Болезнь для меня – это…
11. Я намериваюсь…
Данные предложения могут быть разделены на группы, характеризующие в той или иной степени систему отношений обследуемого к будущему, к прошлому, к периоду хронического заболевания, к болезни, к родственникам.
Для каждой группы предложений выводиться характеристика, определяющая данную систему отношений как:
- положительную;
- отрицательную;
- безразличную.
Также методика незаконченных предложений применена для исследовании эмоциональной сферы личности. Испытуемым предлагалось закончить следующие предложения:
1. Я боюсь, что…
2. Мое настроение ухудшается…
Данная группа предложений отражает особенности эмоциональной сферы, испытываемые человеком страхи и опасения.
3.5. Шкала «Принятие других» методики СПА применена для изучения мотива аффилиации.
По данной шкале подсчитывается показатель «Принятия других» по формуле:
a – принятие других
б – непринятие других
Выделяется 3 уровня данного показателя на основе подсчета среднего арифметического и стандартного отклонения:
- высокий
- средний
- низкий
3.6. Шкала «Эмоциональный комфорт» опросника К. Роджерса и Р. Даймонда использована нами для изучения эмоциональной сферы личности. Подсчитывался показатель «эмоциональный комфорт», который включал в себя результаты по двум шкалам:
- эмоциональный комфорт
- эмоциональный дискомфорт
На основе анализа данного показателя выделяется 3 степени эмоционального комфорта:
- высокая
- средняя
- низкая.
При статистической обработке полученных результатов использовались следующие методы:
1. Метод Стьюдента (t–критерий)[34]
Этот метод используется для проверки гипотезы о достоверности разницы средних, при анализе количественных данных в выборах с нормальным распределением.
где x1 и x2 – средние арифметические значения переменных в группах 1 и 2,
SΔ – стандартная ошибка разности.
Если n1= n2 , то где n1 и n2 - число элементов в первой и во второй выборках, δ1 и δ2 – стандартные отклонения для первой и второй выборки.
Если n1≠ n2 то
Уровень значительности определяется по специальной таблице.
2. Критерий φ* - угловое преобразование Фишера[35]
Данный критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас признак.
Эмпирическое значение φ* подсчитывается по формуле:
φ*=( φ1- φ2) . , где
φ1 – угол, соответствующий большой процентной доле.
φ2 – угол, соответствующий меньшей процентной доле.
n1 – количество наблюдений в выборке 1
n2 – количество наблюдений в выборке 2
Результаты и их обсуждение. Характеритика проявлений
свойств нервной системы
На основании статистического анализа результатов опросника СНС были получены показатели проявлений свойств нервной системы испытуемых: чувствительность, эмоциональная реактивность, подвижность нервных процессов, сила процессов торможения, энергичность, выносливость к длительным и интенсивным нагрузкам (таблица 3)
Таблица 3
Проявление ...
Эмпирическое исследование психологических особенностей больных с
хроническими соматическими заболеваниями. Программа
исследования
Цель исследования – изучение психологических особенностей больных с хроническими соматическими заболеваниями.
Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояния проблемы адаптации больных с хроническими заболеваниями.
2. Провести вторичный анализ публикаций, связанных с особенностями личности хр ...
Чтение литературы
Проблема чтения книг в современном мире становится все более актуальной, особенно в подростковой среде. Исследованиями этой проблематики занимаются многие зарубежные и отечественные психологи и педагоги. В одном из исследований рассматривается попытка выстроить в общих чертах такую картину детского чтения в сегодняшней России, которая о ...