Свойства внимания
Страница 1

Колебание внимания.

Оно выражается в периодической смене объектов, на которые оно обращается.

Колебание внимания следует отличать от повышения или понижения интенсивности внимания, когда в отдельные отрезки времени оно бывает то более, то менее напряженным. Колебание внимания наблюдается даже при самом сосредоточенном и устойчивом внимании. Выражается оно в том, что при всей устойчивости и сосредоточенности на данной деятельности внимание в какие-то определенные моменты переходит с одного момента к другому, с тем, чтобы через некоторый промежуток времени вновь вернуться к первому.

Колебание внимания объясняется утомлением нервных центров в процессе деятельности, выполняемой с напряженным вниманием. Деятельность определенных нервных центров не может продолжаться без перерыва с высокой интенсивностью. При напряженной работе нервные клетки быстро истощаются и нуждаются в восстановлении израсходованных веществ. Наступает охранительное торможение, в результате которого возбудимый процесс в данных, только что усиленно работавших клетках, ослабевает. Возбуждение в тех центрах, которые до этого были заторможены, повышается и внимание отвлекается на посторонние раздражители, связанные с этими центрами.

Объем внимания.

Объем внимания характеризуется количеством объектов или их элементов, которые могут быть одновременно воспринимать с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент.

Чем больше предметов или их элементов воспринимается в один момент, тем больше объем внимания. Чем меньше таких объектов мы схватываем в одном акте восприятия, тем меньше объем внимания и тем менее эффективной будет выполняемая деятельность. В данном случае под «моментом» понимается такой краткий промежуток времени, в течение которого человек может воспринять предъявленные ему объекты только один раз, не успевая перевести взор с одного предмета на другой. Длительность такого отрезка времени составляет приблизительно 0,07 сек.

Объем внимания может быть расширен путем тщательного изучения объектов в той ситуации, в которой приходится воспринимать. Когда деятельность протекает в знакомой обстановке, объем внимания повышается и мы замечаем больше элементов, чем когда приходится действовать в неясной или мало понятной ситуации. Объем внимания опытного, знающего данное дело человека будет больше, чем объем внимания неопытного, не знающего это дело человека.

Увеличение объема внимания достигается также в процессе его воспитания путем осмысливания данной деятельности и накопления относящихся к ней знаний. Большое значение при этом имеет тренировка в данном виде деятельности, в ходе которой совершается процесс восприятия и человек учится воспринимать отдельные элементы сложных объектов и ситуаций не изолированно, а группируя по существующим связям.

Объем внимания характеризуется количеством однородных объектов и их элементов, воспринимаемых одновременно с одинаковой ясностью и отчетливостью. Например, ясное и отчетливое восприятие движений рук, ног, головы во время выполнения упражнения. В объем внимания входят не только ясно и отчетливо воспринимаемые движения, но и отдельные положения. При распределении внимания требуется, уделяя достаточное внимание одним действиям, другим действиям уделять лишь некоторое внимание.

Интенсивность внимания.

Интенсивность внимания характеризуется относительно большей затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем в этой деятельности психологические процессы протекают с большей ясностью, четкостью, быстротой. В процессе выполнения той или иной деятельности оно может проявляться с разной силой. Во время любой работы у человека бывают моменты направленного внимания и моментно ослабленного внимания. В состоянии утомления человек не способен к направленному вниманию, не может сосредоточиться на выполняемой деятельности, т. к. его нервная система очень утомлена предшествующей работой, что сопровождается усилением тормозных процессов в коре головного мозга и появлением как охранного сонливости торможения. Физиологически интенсивность внимания обусловливался повышенной степенью возбудимых процессов в определенных участках коры при одновременности процессов торможения других.

Страницы: 1 2 3


Оценка общего уровня здоровья студентов 1-3 курсов
На основании анализа результатов опросника ООУЗ были получены следующие показатели, характеризующие уровень здоровья по двенадцати синдромам: астенический, невротический, истероподобный, психастенический, патохарактерологический, цереброастенический, ЛОР, ЖКТ, сердечно-сосудистый, анемический, аллергический, вегето-сосудистой дистонии ( ...

Психофизиологические основы внимания
Для понимания физиологических основ внимания большое значение имеют работы выдающихся русских физиологов И.П. Павлова и А.А. Ухтомского. Уже в выдвинутом И.П. Павловым представлении об особых реакциях нервной системы — ориентировочных рефлексах (рефлекс "что такое?", как его называл И.П. Павлов) содержалось предположение о ре ...

Результаты апробации.
До начала работы с детьми по разработанной методике, мы повторно замерили уровень агрессивности у отобранных двадцати человек испытуемых из общей группы обследуемых начальных классов (4 класса), поделив их на две группы – экспериментальную и контрольную, максимально уравняв обе группы по показателям пола, агрессивности детей. Далее с д ...