Свойства вниманияСтраница 2
Устойчивость внимания объясняется наличием выработанных в процессе практики динамических стереотипов нервных процессов, в результате чего данная деятельность может совершаться легко и непринужденно. Когда такие динамические стереотипы не выработаны, нервные процессы излишне иррадируют, захватывают ненужные участки коры, межцентровые связи устанавливаются с трудом, отсутствует легкость переключения с одних элементов деятельности на другие.
Устойчивость внимания повышается при соблюдении:
а) оптимального темпа работы (при слишком замедленном или чрезмерно убыстренном темпе устойчивость внимания нарушается),
б) оптимального объема работы (при чрезмерном объеме заданной работы внимание часто становится неустойчивым),
в) разнообразие работы (однообразный, монотонный характер работы вредно отражается на устойчивости внимания и наоборот – внимание становится устойчивым, когда работа включает разнообразные виды деятельности, когда изученный предмет рассматривается и обсуждается с различных сторон).
Устойчивость –
это длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе.
И.П. Павлов говорил о своей работе: «Это прежде всего упрямая сосредоточенность мысли, учение неотступно думать об избранном предмете, с ним ложиться и с ним вставать».
Сосредоточенность –
удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, каком-либо событию или факту. Степень или сила сосредоточенности – это концентрация или интенсивность внимания.
Концентрация –
поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателем интенсивности внимания является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.
Противоположностью устойчивого внимания является внимание неустойчивое, колеблющееся,
ослабляющееся и отвлекающееся в сторону.
Устойчивость внимания у разных людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения, сосредотачиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой способностью в значительно меньшей мере. Но устойчивость внимания может колебаться и у одного и того же человека. Это зависит от осознания цели деятельности и ее значимости, от отношения к выполняемой работе.
Внимание не может долго задерживаться на неподвижном объекте, если мы не можем его рассматривать с разных сторон. Чем богаче различными своими свойствами объект, тем легче сосредоточить внимание на нем в течение длительного времени.
Распределение внимания –
это умение выполнять 2 или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание.
Чтобы успешно выполнять одновременно 2 работы, хотя бы 1 из них надо знать настолько хорошо, чтобы выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно будет уделить второй работе, менее знакомой человеку.
Умение распределять свое внимание развивается постепенно с возрастом. Дети 7–9 лет плохо распределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, автоматических умений, поэтому не следует предлагать им одновременно выполнять 2 дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенка на другие. Но способность развитию этого умения необходимо.
Под распределением внимания мы понимаем способность боксера направлять свое внимание одновременно на несколько разнородных объектов, объединенных в одно целое, или способность выполнять деятельность, состоящую из многих одновременно выполняемых разнородных операций, элементов, действий. Боксер, выполняя физическое упражнение, должен следить за движениями своих рук, ног, корпуса и одновременно следить за теми же движениями соперника, командами тренера и выполнять его команды.
Программа, направленная на оптимизацию детско-родительских
отношений
Пояснительная записка.
Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия. Анализ результатов психодиаг ...
Занятие 6
Тема: Он, я, ты, она вместе будем мы друзья.
Цель занятия: тренировка ассоциативного восприятия и творческого мышления, продолжение работы над сплоченностью группы, развитие навыков позитивного социального поведения.
1. Введение.
Упражнение "Комплимент" Участники образуют круг, берутся за руки. Каждый участник говорит компл ...
Лидерство и руководство в малых группах. Основные теории происхождения
лидерства
Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. В общих теориях лидерства под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу: лидер - в системе неформальных отношений, руководитель - в системе формальных отношений. Феномен ...