Психологические характеристики допроса.
Страница 2

Информация » Психологические особенности следственных действий » Психологические характеристики допроса.

Способность к ощущениям у людей индивидуальна. Она может быть пониженной и повышенной, а также носить патологический характер. Величина порога ощущений зависит от привыкания к определенным условиям - адаптации, которая может иметь и положительное, и отрицательное значение для точности показаний. Так, привыкание к темноте повышает возможность различить слабоосвещенный предмет, а привыкание к душной атмосфере помещения может воспрепятствовать обнаружению запаха табака.

Восприимчивость к отдельным раздражителям у одних и тех же людей бывает переменной в зависимости от их физического и психического состояния, что необходимо учитывать при проверке показаний свидетеля, когда возникает сомнение в его способности видеть, слышать или иначе ощущать описываемое явление.

Знание закономерностей ощущений важно, поскольку показания могут основываться именно на них – отражении отдельных свойств предметов. При получении подобного рода информации не следует стремиться довести ее до целого образа предмета, поскольку он может оказать ошибочным и пустить следствие по ложному пути.

Восприятие - это отражение в сознании предмета или явления в целом, даже если отражается отдельные его свойства.

На процессы ощущения и восприятия оказывают влияние объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся освещенность, удаление, быстротечность события, погодные условия. К субъективным факторам относятся индивидуальные особенности воспринимающего: индивидуальные особенности воспринимающего, состояние его органов восприятия в момент получения информации, физическое, физиологическое и эмоциональное состояния, преднамеренность восприятия.

Особенностью является апперцепция, т. е. зависимость восприятия от прошлого опыта человека. Чем больше опыт, тем более полны и достоверны показания. В этом отношении наибольшую значимость приобретают восприятие событий и явлений профессионалами, обладающими профессиональными знаниями и большим практическим опытом. Так, по делам о дорожно-транспортных происшествиях показания водителей-профессионалов и инспекторов ГАИ о скорости и механизме пришествия наиболее объективны.

На процесс приема и переработки информации в значительной степени могут влиять эмоции и чувства, в некоторых случаях вносящие искажения в восприятие. Формирование показаний нередко происходит в критических ситуациях, вызывающих в человеке различные сильные эмоциональные реакции: стресс, фрустрацию, страх.

Стресс или напряженность возникает при опасности в условиях физической и нервной перегрузки, при необходимости принимать быстрые и важные для личности решения. Жертва преступления: изнасилования, избиения или же очевидец смерти лица при убийстве, даже дорожно-транспортном прошествии испытывает состояние напряженности. При этом все психические процессы могут быть заторможены: ухудшается работа слуха, зрения, движения заторможены, мышление замедленно.

Таким образом, процесс восприятия предметов, явлений, людей обуславливается не только наличными раздражениями периферических органов чувств, но и всем опытом воспринимающего.

Нарушение функций какого-либо из органов чувств влечет за собой искажение восприятия, могут иметь место иллюзии (ошибки, обманы).

Процесс возникновения иллюзий имеет свои закономерности. Они проявляются:

1. Вследствие оптического несовершенства глаза и некоторых свойств различных анализаторов (сетчатка, рефлексы нервов).

2. Вследствие особых условий, при которых происходит наблюдение.

3. Из-за ложного суждения о видимом: обман наступает при неправильном осмысливании зрительного образа.

К ошибкам, возможным на этой стадии формирования показаний помимо оптических, слуховых и других искажений, относятся также неверные оценки размеров, расстояний, количества, неправильные суждения о соотношении, последовательности и дру­гих связях между предметами и явлениями.

Полнота и точность чувственной информации зависит от объема и характера внимания, эмоциональной окраски восприятий, содержания деятельности воспринимающего, его установок.

Весьма пагубно на точность восприятия действует испуг, особенно, когда сам объект восприятия носит угрожающий характер.

Обычно люди склонны преувеличивать пережитые опасности. Кроме того, острые переживания суживают сознание и снижают полноту и точность отражения. Общеизвестно влияние аффектов на возникновение ошибочных представлений потерпевшего.

Неправильное понимание может быть обусловлено и отноше­нием свидетеля к происходящему. Так, очевидец нередко воспринимает какой-либо жест или движение как действие, связанное с нападением или защитой, в зависимости от принадлежности свидетеля к одной из сторон. Иногда восприятие может быть искажено вследствие симпатии или предубеждения. Доказано также, что мысль, противная убеждениям свидетеля, усваивается труднее, чем соответствующая этим убеждениям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Системность социальных взаимоотношений и функции Я
Я-концепция и большинство других определений-конструктов, формируется, уточняется и закрепляется со дня на день в напряженном взаимодействии людей между собой. Каждый отслеживает, как относятся к нему другие, и на началах этой информации формирует суждение о том, к которому психотипу принадлежит. Мысли человека о своих способностях и фи ...

Строение, функции и гигиена пищеварительной системы
Продукты растительного и животного происхождения, дополняя друг друга, обеспечивают клетки организма всеми необходимыми питательными веществами. Вода, минеральные соли и витамины усваиваются в том виде, в каком они содержатся в пищи. Крупные молекулы белков, жиров и углеводов не могут пройти через стенки пищеварительного канала, поэтому ...

Развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста
На протяжении всего дошкольного возраста происходит развитие навыков ориентировки в пространстве. Ребёнок уже в раннем детстве хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов. Однако он не отделяет направлений пространства и пространственных отношений между предметами от самих предметов. Образование представл ...