Психологические характеристики допроса.
Страница 5

Информация » Психологические особенности следственных действий » Психологические характеристики допроса.

Точность передачи информации зависит от того, насколько хорошо владеет свидетель устной и письменной речью, от богатства его языка, способности правильно выражать свои мысли. Но даже при высокой культуре речи нередко наблюдается значительная разница между тем, что думал свидетель, и тем, что он сказал.

Словесное оформление помимо содержания информации включает в себя оценку допрашиваемым точности и достоверности своих показаний. Уверенность или неуверенность в правильности сообщенного свидетель выражает словами "по-видимому", "смутно припоминаю", "кажется", "ясно помню". Эти речевые оттенки могут свидетельствовать о (возможности ошибок, о большей или меньшей степени точности показаний, что должно учитываться при определении пределов их проверки).

Нужно, однако, иметь в виду, что субъективное отношение свидетеля к сообщаемой информации далеко не всегда отвечает действительному положению вещей и очень часто определяется свойствами его личности (самоуверенность застенчивость и пр.).

Теорией и практикой разработаны специальные приемы оказания помощи допрашиваемому в припоминаниях забытых фактов. Они заключаются в постановке вопросов и словесных описаниях, активизирующих у свидетеля ассоциативные связи, применении на допросе планов, схем, рисунков, фотоснимков, моделей и макетов, а также предъявлении свидетелю различных объектов в расчете на пробуждение ассоциаций и оживление памяти.

В тех же целях с участием свидетеля могут проводиться и специальные следственные действия (осмотр вещественных доказательств или места происшествия, выход на место, предъявление для опознания и др.).

Однако помощь свидетелю в припоминании забытых фактов не должна содержать никаких элементов внушения. Внушение может быть в виде:

1 .Прямых утверждений допрашиваемого, сопровождаемое требованием или увещанием подтвердить или опровергнуть тот или иной факт.

2.Вольных или невольных подсказок в виде намеков, наводящих вопросов, в которых уже содержится часть ответа.

З.В виде мимики, жестов, реплик, замечаний следователя, в которых он явно выражает свое отношение к показаниям.

Внушению более подвержены люди впечатлительные, робкие, стеснительные, а также находящиеся в состоянии утомления. Некритическая внушаемость может быть подмечена у всех без исключения людей, но в очень разной степени: у детей много более, чем у взрослых; у людей утомленных и истощенных сильнее, чем при хорошем самочувствии; при сниженном тонусе коры мозга, при страхе, растерянности, неуверенности сильнее, чем в спокойном, бодром состоянии.

Очевидно, что в подобных состояниях усиливается возможность внушающего воздействия следователя и, несомненно, снижается результативность допроса. Поэтому допрашивающему важно следить за проявлением собственного поведения, эмоционального состояния и, когда эго нужно, стараться быть непроницаемым.

При допросе нельзя не учитывать внушающего воздействия на допрашиваемого общественных настроений, различных толкований, которые введутся вокруг расследуемого события, давления заинтересованных лиц, влияния газетных сообщений, если они тенденциозно освещают факты.

4 этап: Прием, переработка и процессуальное закрепление информации.

Этот этап многими исследователями психологии допроса вообще не выделяется как отдельный, зачастую опускается. По сути дела он является оборотной стороной третьего этапа, т. е. воспоминания, словесного оформления и воспроизведения информации допрашиваемым, так как относится целиком и полностью к другой стороне, к деятельности допрашивающего, психологическим особенностям по оформлению третьего этапа. Прием, переработка и процессуальное закрепление информации идет почти параллельно третьему этапу, имеет крайне незначительный разрыв во времени между воспроизведением и закреплением информации.

Однако выделение этого этапа в самостоятельный диктуется своеобразными психологическими закономерностями, понимание которых помогает избежать ошибок при приеме, переработке и закреплении информации.

Недопонимание и ошибочность понимания сказанного на допросе встречаются довольно часто. Допрашивающий неправильно понял свидетеля и записал в протокол искаженную мысль. Допрашиваемый неправильно понял допрашивающего и дал неверный ответ.

Неправильное понимание допрашивающим допрашиваемого обуславливается несколькими причинами:

-допрашивающий просто чего-то не расслышал, а поспешность, не терпение и невнимательность помешали понять сказанное;

- "опережающее внимание", т.е. выработанная спецификой работы ускоренная реакция в ходе допроса, умение понимать с полуслова. Уже восприняв минимальный объем информации, допрашивающий начинает обрабатывать вероятностную, будущую информацию, зачастую не уяснив подлинного смысла сказанного, что таит опасность искаженного восприятия слов и мыслей допрашиваемого;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Выводы
Внимание — один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в V классе , успешность его учебной деятельности. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в подростковом возрасте это объясняется тем, что одни, слаборазвитые качества внимания можно компе ...

Теоретическая часть. Депрессия и депрессивность
В последнее время термины «депрессия» и «депрессивность» все чаще появляются на страницах различных изданий и звучат из уст разных людей. Многие понимают депрессию и депрессивность, как просто плохое настроение, вызванное негативными факторами, однако это далеко не так. Депрессия – это психическое расстройство, как правило, возникающее ...

Общение со взрослыми и его влияние на становление личности подростка. Механизмы возникновения конфликтных взаимоотношений подростков со взрослыми
Тема влияния взрослых на детей, на формирование их психических функций освещена в работах Л.С. Выготского. Взаимодействие родителей и детей в благополучных семьях продолжается всю жизнь, а в неблагополучных - периодически. В зависимости от ставящихся целей и используемых средств оно бывает созидательным или разрушающим, блокирующим новы ...