Психологические характеристики допроса.
Страница 6

Информация » Психологические особенности следственных действий » Психологические характеристики допроса.

- предвзятостью, предубеждением, увлечением определенной версией, приводящей к тому, что допрашивающий слышит не то, что сказано, а то,

- восприятием не всего сказанного, обусловленного тем, что производя переработку полученной и в большинстве случаев избыточной информации, допрашивающий производит отбор существенного, отбрасывая, на его взгляд, сведения, не существенные для дела. В результате неправильного определения значимости утрачивается часть нужной информации;

- неосведомленностью допрашивающего в специальных вопросах, подлежащих выяснению (технологии производства, бухгалтерском учете и т.д.), а также недопониманием в результате использования выражений, двусмысленно отражающих предмет, явления или его свойства, засоренностью речи спецтерминами или профессиональным жаргоном, в том числе воровским.

Обычно при протоколировании запись ведется по окончании устного допроса, или одновременно с допросом, или же по отдельным этапам допроса.

Первый метод хорош тем, что допрос идет непрерывно, допрашивающий не отвлекается от собеседования с допрашиваемым. Но он требует отличной памяти, большого опыта и связан с риском упустить что-то важное, утратить отдельные существенные моменты следственного действия.

Фиксация параллельно с устным изложением повышает полноту и точность записи. Протокол при этом бывает лучше, но допрос хуже. Запись неблаготворно влияет на допрашиваемого, нарушает контакт его с допрашивающим.

Запись по стадиям, по отдельным этапам и эпизодам позволяет использовать достоинства первого и второго метода, избежать части свойственным им недостатков. Однако и этот метод далек от совершенства: в протоколе все-таки не вполне отражаются перипетии допроса, приемы, при помощи которых получены показания; ответы свидетеля излагаются в форме свободного рассказа, что искажает картину допроса.

Наиболее достоверным средством фиксации показаний являются звукозапись и особенно видеозапись. Они дают возможность полностью отразить все своеобразие содержания, характера, темпа, последовательности, интонации, подтекста состоявшегося разговора, а также методы, тон и особенности допроса.

Имея возможность не отвлекаться на фиксацию происходящего, допрашивающий сосредоточивается на содержании следственного действия, может целиком посвятить себя допросу как таковому, поскольку каждое сказанное слово будет зарегистрировано магнитофоном как запоминающим устройством. Магнитофонная лента служит не только средством контроля, но и источником дополнительной информации, позволяя черпать сведения, которые ранее показались составителю протокола несущественными.

На практике нередко то, что осталось без внимания на прежнем допросе, в последующем выдвигается на первый план, и в свете новых данных приобретает особую важность.

Использование средств звуко- и видеозаписи сведет к минимуму опасность искажения свидетельской информации в стадии ее переработки и процессуального запечатления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Любовь и брак. Социальные аспекты супружеских конфликтов
Практическое задание : провести тест с тремя респондентами и сделать соответствующие выводы. Тему работы я выбрал по причине того , что в современном обществе, как в России, так и за рубежом , пропагандируются самые различные модели построения семейных отношений. По телевидению демонстрируют художественные фильмы снятые Голливудом, и м ...

Занятие 9
Тема: Умники и умницы. Цель занятия: тренировка способности творчески и самостоятельно мыслить, давать собственные ответы на неоднозначные вопросы, продолжать развивать навыки позитивного социального поведения. 1. Введение Приветствие "Дружба начинается с улыбки" Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза ...

Культура
Культура представляет собой положительный потенциал, уровень прогресса в развитии общества, что никак не противоречит ее наиболее принятому, но более изолированному и метафизическому определению в качестве совокупности материальных и духовных ценностей (рис. 6, 7). Рис. 6 - Типы культур (М. Мид) Рис. 7 - Культура как антропологиче ...