Психологические характеристики допроса.
Страница 6

Информация » Психологические особенности следственных действий » Психологические характеристики допроса.

- предвзятостью, предубеждением, увлечением определенной версией, приводящей к тому, что допрашивающий слышит не то, что сказано, а то,

- восприятием не всего сказанного, обусловленного тем, что производя переработку полученной и в большинстве случаев избыточной информации, допрашивающий производит отбор существенного, отбрасывая, на его взгляд, сведения, не существенные для дела. В результате неправильного определения значимости утрачивается часть нужной информации;

- неосведомленностью допрашивающего в специальных вопросах, подлежащих выяснению (технологии производства, бухгалтерском учете и т.д.), а также недопониманием в результате использования выражений, двусмысленно отражающих предмет, явления или его свойства, засоренностью речи спецтерминами или профессиональным жаргоном, в том числе воровским.

Обычно при протоколировании запись ведется по окончании устного допроса, или одновременно с допросом, или же по отдельным этапам допроса.

Первый метод хорош тем, что допрос идет непрерывно, допрашивающий не отвлекается от собеседования с допрашиваемым. Но он требует отличной памяти, большого опыта и связан с риском упустить что-то важное, утратить отдельные существенные моменты следственного действия.

Фиксация параллельно с устным изложением повышает полноту и точность записи. Протокол при этом бывает лучше, но допрос хуже. Запись неблаготворно влияет на допрашиваемого, нарушает контакт его с допрашивающим.

Запись по стадиям, по отдельным этапам и эпизодам позволяет использовать достоинства первого и второго метода, избежать части свойственным им недостатков. Однако и этот метод далек от совершенства: в протоколе все-таки не вполне отражаются перипетии допроса, приемы, при помощи которых получены показания; ответы свидетеля излагаются в форме свободного рассказа, что искажает картину допроса.

Наиболее достоверным средством фиксации показаний являются звукозапись и особенно видеозапись. Они дают возможность полностью отразить все своеобразие содержания, характера, темпа, последовательности, интонации, подтекста состоявшегося разговора, а также методы, тон и особенности допроса.

Имея возможность не отвлекаться на фиксацию происходящего, допрашивающий сосредоточивается на содержании следственного действия, может целиком посвятить себя допросу как таковому, поскольку каждое сказанное слово будет зарегистрировано магнитофоном как запоминающим устройством. Магнитофонная лента служит не только средством контроля, но и источником дополнительной информации, позволяя черпать сведения, которые ранее показались составителю протокола несущественными.

На практике нередко то, что осталось без внимания на прежнем допросе, в последующем выдвигается на первый план, и в свете новых данных приобретает особую важность.

Использование средств звуко- и видеозаписи сведет к минимуму опасность искажения свидетельской информации в стадии ее переработки и процессуального запечатления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Теоретический анализ проблемы развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте. Полоролевая идентичность, ее формирование
Пол генетически обусловлен, и некоторые полагает, что мужчины и женщины резко отличаются друг от друга по своим интеллектуальным способностям, чертами личности, манере поведения, способам адаптации к взрослой жизни, прежде всего, в силу заложенной в них генетической программы. Сторонники противоположной точки зрения утверждают, что отли ...

Восприятие
Восприятие, как и любой другой психический феномен, можно рассматривать как процесс и как результат. Восприятие делает возможным целостное отражение мира, создание интегральной картины действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности. Итог восприятия – интегральный, целостный образ окружающего мира, во ...

Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО РЕБЕНКА Поставьте любой знак в графе «ЧАСТО» или «РЕДКО» напротив каждого высказывания. РЕБЕНОК ЧАСТО РЕДКО 1. Спорит, ругается со взрослыми 2. Теряет контроль над собой 3. Винит других в своих ошибках 4. Завистлив, мстителен 5. Сердится и ...