Основные направления работы, организационные формы и эффективные методы деятельности военного психолога, обеспечивающие функционирование системы реадаптации и реабилитации в Вооруженных силах
Страница 1

Информация » Реабилитация военнослужащих с посттравматическим стрессовым синдромом » Основные направления работы, организационные формы и эффективные методы деятельности военного психолога, обеспечивающие функционирование системы реадаптации и реабилитации в Вооруженных силах

Психологи военных частей проводят реабилитационную работу, как в районе боевых действий, так и в мирных условиях, органично включая свою деятельность в трехуровневую систему реабилитации. На технологическом и методическом уровнях при работе в разных условиях имеются существенные различия: в боевой обстановке психологическая реабилитация тесным образом связана с психологической помощью и поддержкой, а в мирной ситуации - психореабилитация осуществляется в комплексе с медицинскими мерами, полноценным отдыхом, включает работу с семьей военнослужащего, деятельность по восстановлению социального статуса и, несомненно, проводится на основе хорошей материально-технической базы. Но в любых условиях реабилитационная деятельность психолога осуществляется в следующих направлениях:[42]

- организационная работа, включающая в себя все уровни планирования деятельности психолога, а также подготовительную и непосредственную работу по всем видам и направлениям повседневного труда;

- психотерапевтическое воздействие обеспечивает целенаправленное изменение необходимых качеств и свойств субъекта, в интересах военной службы, заключенное в вербальном и невербальном воздействии на эмоционально-волевую, интеллектуальную, мотивационную сферу личности военнослужащего, а также в создании комфортных условий воинского труда;

- психодиагностика, как деятельность психолога по выявлению психологических характеристик военнослужащих, воинских коллективов и различных сторон военной службы;

- психологическое консультирование – деятельность психолога, носящая рекомендательный характер, базирующийся на совместном выявлении причин и недостатков существующих состояний; консультирование осуществляется в форме планомерного приема военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала военным психологом;

- психопрофилактика – деятельность по предотвращению нежелательных проявлений в психике военнослужащего;

- психокоррекция, организация которой позволяет целенаправленно воздействовать на личность и психику воина, с целью изменения, укрепления или формирования необходимых качеств;

- работа с семьями военнослужащих;

Работа психолога по реадаптации и реабилитации проводится в индивидуальных и групповых формах. Обязательными для использования являются беседы с военнослужащими, консультации по вопросам психологического состояния, тренинговые формы работы, просвещенческие лекции.

Как было отмечено выше, одной из главных задач является выявление в боевой обстановке лиц, склонных к психотравматизации. Экспресс-методикой, позволяющей в районе военных действий выявлять лиц, нуждающихся в поддержке, может служить классификационная сетка, предложенная Ю.А. Александровским.[43]В соответствии с ней к непатологическим (физиологическим) невротическим явлениям относятся реакции на боевой стресс (адаптационные реакции). Они проявляются в повышенной эмоциональной напряженности и психомоторных изменениях, вызванных страхом (множество нецелесообразных движений; беспорядочное, бесцельное метание; ступорозное обездвижение; отрывистая несвязная речь). Патологические реакции проявляются в симптомах астенического, депрессивного, истерического и других синдромов. Основным показателем того, что уровень травматизации не задевает психику воина, является сохранение им в достаточной степени критической оценки происходящего и способности к целенаправленной деятельности. На данном этапе должен включаться механизм реабилитации воина, выражающийся в основательной психологической поддержке. В настоящий момент поддержка в боевой обстановке выражается в двух формах: коммуникативной и организационно-деятельностной. Коммуникативные способы подразделяются на вербальные, визуальные, тактильные и так далее. Организационно-деятельностные способы сводятся к твердому управлению действиями подчиненных, перестановке военнослужащих, предупреждению контактов военнослужащих с деморализованными лицами. (Приложение 2 «Способы психологической поддержки военнослужащих в бою»).[44] Экспресс-методы саморегуляции в боевых условиях являются важными коррекционными средствами, применяемыми на первом этапе реабилитации. « .Часто возникает необходимость на фоне нормализации состояния (главным образом, за счет успокоения, расслабления) активизировать протекание восстановительных процессов, усилить мобилизацию ресурсов, тем самым создавая предпосылки для формирования иного типа состояний – состояний высокой работоспособности. Существуют разные методы и модификации методик саморегуляции, по общей направленности адекватные этим задачам. К ним, прежде всего, следует отнести техники активной нервно-мышечной релаксации, метод аутогенной тренировки, приемы самогипноза, идеомоторную тренировку».[45]

Страницы: 1 2 3 4


Исследование состояния тревожности во время беременности. Обследование контрольной и экспериментальной группы на выявление тревожности
Исследование проводилось на базе женской консультации №1 Ленинского района г. Новосибирска. В эксперименте приняли 30 беременных женщин в возрасте от 20 до 30 лет и сроком беременности от 12 до 39 недель. Были сформированы две группы: экспериментальная, в которой беременные начинали посещать занятия в бассейне на сроке от 12 до 20 недел ...

Физиологические основы внимания
С физиологической точки зрения внимание – это нервная деятельность определенного участка коры больших полушарий головного мозга, в данный момент и при данных условиях обладающего оптимальной (т.е. наилучший при данных обстоятельствах) возбудимостью, тогда как остальные участки коры находятся в состоянии более или менее пониженной возбу ...

Особенности синдрома выгорания у представителей некоторых профессий
Профессиональный стресс - это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию. Развитие стресс-реакций возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что обусловлено не только структурно-организационными особенностями, но и характером работы, личностными отношен ...