Основные направления работы, организационные формы и эффективные методы деятельности военного психолога, обеспечивающие функционирование системы реадаптации и реабилитации в Вооруженных силах
Страница 2

Информация » Реабилитация военнослужащих с посттравматическим стрессовым синдромом » Основные направления работы, организационные формы и эффективные методы деятельности военного психолога, обеспечивающие функционирование системы реадаптации и реабилитации в Вооруженных силах

Позитивный эффект дают массаж и самомассаж, к которым военнослужащий может прибегать для восстановления и укрепления нормального состояния в любой обстановке и на любом этапе реабилитации. Наиболее распространенными приемами являются древние виды массажной техники, к которым относятся: «а) поглаживание; б) пощипывание; в) давление; г) вращение; д) постукивание; е) вибрация». [46] При этом психологу не нужно заменять собой массажиста: достаточно научить военнослужащих простейшим приемам массажа. В процессе комплексной реабилитации на ее втором и третьем этапах массаж осуществляет профессиональный массажист.

В случае, если психика воина подверглась боевому стрессу и его реакции по Ю.А. Александровскому можно квалифицировать как психогенные, требуется осуществление полномасштабных психореабилитационных мероприятий. Показаниями к этому служат различные симптомы, сопровождающиеся утратой критичности и возможностей целенаправленных действий. Основными задачами психореабилитации в этом случае являются: диагностика психического расстройства, эвакуация военнослужащих, которым требуется госпитализация для восстановления психического здоровья, восстановление нарушенных психических функций, коррекция самосознания, оказание помощи в подготовке к хирургическим операциям, в купировании болевых ощущений у раненых и тому подобное.

«Основными методами диагностики являются визуальная диагностика и психодиагностическая беседа. После эвакуации психотравмированных воинов из угрожающей обстановки могут проводиться дополнительные мероприятия с использованием различных тестовых методик».[47] К таким методикам относится методика FPI, позволяющая изучить уровень невротизации, спонтанной агрессивности, раздражительности, общительности и другого, а также выделить группы риска, ориентируясь на критерии «нарушение поведения», «нарушения эмоциональной сферы», «высокий риск возможности суицидального поведения». «Описанные критерии позволяют выделить группу военнослужащих, нуждающихся в углубленной диагностике и проведении коррекционной работы».[48] Кроме того, для углубленной диагностики используется диагностический блок: опросник Леонгарда-Шмишека, УСК, опросник Спилбергера-Ханина, проективная методика (РНЖ, «Дом, дерево,Человек»). (Подробнее Приложение 3 «Программа комплексного психодиагностического обследования и проведения психокоррекционных мероприятий с военнослужащими, выводимыми из мест боевых действий»).

В настоящее время наиболее широкое применение в армиях различных государств находят такие способы психологической реабилитации, как: физиологические (глубокий сон, качественная пища, отдых и т.д.); аутогенные (аутотренинг, саморегуляция, медитация); медикаментозные, организационные; психотерапевтические (рациональная психотерапия, музыко-, библио-,имаго-, арттерапия и др.). «Наиболее релевантной для решения задач психологической реабилитации военнослужащих, принимающих участие в боевых действиях, и распространенной формой групповой рациональной терапии, является методика «Дебрифинг стресса критических инцидентов». Она представляет собой организованное обсуждение стресса, пережитого военнослужащими совместно при решении общей боевой задачи. Цель дебрифинга – минимизация и купирование страданий военнослужащих»[49]. Дебрифинг проводится в первые 48 часов после травмирующего события. Основным механизмом дебрифинга является техника «закрытие прошлого». Она состоит в подведении своеобразного итога под тем, что было пережито, и в демонстративном, фиксированном разрыве со своими тревогами, сомнениями, ночными кошмарами. В терминах будущего определяются основные стратегии преодоления последствий боевого стресса, а также случаев, в которых участник дебрифинга должен будет искать специальную помощь (наличие постстрессовых симптомов спустя 6 месяцев после дебрифинга, эскалация названных симптомов, наличие затруднений в выполнении простейшей работы и т.д.).

Таким образом, психологическая реабилитация в боевой обстановке предполагает сохранение боеготовности военнослужащих, и избежание ими ПТСР впоследствии.

Страницы: 1 2 3 4


Характеристика подросткового возраста: психофизиологические, личностные, интеллектуальный аспекты
В настоящее время имеется несколько определений рубежей подросткового периода. Например, Г. Гримм ограничивает его возрастом 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков, а по Дж. Биррену этот период охватывает 12-17 лет. В классификации Д.Б. Брамлий данный возраст ограничивается 11-15 годами. Но нам представляется, что наиболее адекватн ...

Приложения
Приложение 1 Структура психических процессов с точки зрения перинатальной психологии I-IV — зоны перинатальных матриц; 1 — инстинкт самосохранения, 2 — инстинкт продолжения рода, 3 — инстинкт альтруизма, 4 — инстинкт творчества, исследовательский, 5 — инстинкт доминирования; 6 - инстинкт свободы, 7 — инстинкт сохранения достоинства; ...

Антропология
Антропогенез – становление человека как вида. Антропология – 1) Учение о человеке в единстве его культурного и социального развития; 2) учение о биофизической природе человека (рис. 1, 2, 3). Рис. 1 - Основные парадигмы развития Рис. 2. Науки о человеке Рис. 3 - Антропология как на ...