Основные направления работы, организационные формы и эффективные методы деятельности военного психолога, обеспечивающие функционирование системы реадаптации и реабилитации в Вооруженных силах
Страница 2

Информация » Реабилитация военнослужащих с посттравматическим стрессовым синдромом » Основные направления работы, организационные формы и эффективные методы деятельности военного психолога, обеспечивающие функционирование системы реадаптации и реабилитации в Вооруженных силах

Позитивный эффект дают массаж и самомассаж, к которым военнослужащий может прибегать для восстановления и укрепления нормального состояния в любой обстановке и на любом этапе реабилитации. Наиболее распространенными приемами являются древние виды массажной техники, к которым относятся: «а) поглаживание; б) пощипывание; в) давление; г) вращение; д) постукивание; е) вибрация». [46] При этом психологу не нужно заменять собой массажиста: достаточно научить военнослужащих простейшим приемам массажа. В процессе комплексной реабилитации на ее втором и третьем этапах массаж осуществляет профессиональный массажист.

В случае, если психика воина подверглась боевому стрессу и его реакции по Ю.А. Александровскому можно квалифицировать как психогенные, требуется осуществление полномасштабных психореабилитационных мероприятий. Показаниями к этому служат различные симптомы, сопровождающиеся утратой критичности и возможностей целенаправленных действий. Основными задачами психореабилитации в этом случае являются: диагностика психического расстройства, эвакуация военнослужащих, которым требуется госпитализация для восстановления психического здоровья, восстановление нарушенных психических функций, коррекция самосознания, оказание помощи в подготовке к хирургическим операциям, в купировании болевых ощущений у раненых и тому подобное.

«Основными методами диагностики являются визуальная диагностика и психодиагностическая беседа. После эвакуации психотравмированных воинов из угрожающей обстановки могут проводиться дополнительные мероприятия с использованием различных тестовых методик».[47] К таким методикам относится методика FPI, позволяющая изучить уровень невротизации, спонтанной агрессивности, раздражительности, общительности и другого, а также выделить группы риска, ориентируясь на критерии «нарушение поведения», «нарушения эмоциональной сферы», «высокий риск возможности суицидального поведения». «Описанные критерии позволяют выделить группу военнослужащих, нуждающихся в углубленной диагностике и проведении коррекционной работы».[48] Кроме того, для углубленной диагностики используется диагностический блок: опросник Леонгарда-Шмишека, УСК, опросник Спилбергера-Ханина, проективная методика (РНЖ, «Дом, дерево,Человек»). (Подробнее Приложение 3 «Программа комплексного психодиагностического обследования и проведения психокоррекционных мероприятий с военнослужащими, выводимыми из мест боевых действий»).

В настоящее время наиболее широкое применение в армиях различных государств находят такие способы психологической реабилитации, как: физиологические (глубокий сон, качественная пища, отдых и т.д.); аутогенные (аутотренинг, саморегуляция, медитация); медикаментозные, организационные; психотерапевтические (рациональная психотерапия, музыко-, библио-,имаго-, арттерапия и др.). «Наиболее релевантной для решения задач психологической реабилитации военнослужащих, принимающих участие в боевых действиях, и распространенной формой групповой рациональной терапии, является методика «Дебрифинг стресса критических инцидентов». Она представляет собой организованное обсуждение стресса, пережитого военнослужащими совместно при решении общей боевой задачи. Цель дебрифинга – минимизация и купирование страданий военнослужащих»[49]. Дебрифинг проводится в первые 48 часов после травмирующего события. Основным механизмом дебрифинга является техника «закрытие прошлого». Она состоит в подведении своеобразного итога под тем, что было пережито, и в демонстративном, фиксированном разрыве со своими тревогами, сомнениями, ночными кошмарами. В терминах будущего определяются основные стратегии преодоления последствий боевого стресса, а также случаев, в которых участник дебрифинга должен будет искать специальную помощь (наличие постстрессовых симптомов спустя 6 месяцев после дебрифинга, эскалация названных симптомов, наличие затруднений в выполнении простейшей работы и т.д.).

Таким образом, психологическая реабилитация в боевой обстановке предполагает сохранение боеготовности военнослужащих, и избежание ими ПТСР впоследствии.

Страницы: 1 2 3 4


Взгляд на развитие психики В. С. Мухиной
Условием развития человека помимо реальности самой Природы является созданная им реальность культуры. Определяемые культурным развитием, исторически обусловленные реальности существования человека В. С. Мухина классифицирует следующим образом: ü Реальность предметного мира – предметы природы и рукотворные предметы, которые человек ...

Занятие 7
Тема: Я познаю мир. Цель занятия: учить детей контролировать свои эмоции в пользу окружающих, стимулировать развитие тактильной чувствительности и навыков позитивного социального поведения. 1. Введение. Приветствие. Попеременное прикосновение пальцев правой руки пальцев соседа справа при этом параллельно произносить слово "Здрав ...

Основные психологические аспекты понятия психологического здоровья. Что такое психологическое здоровье
Возникший в процессе эволюции органического мира феномен человека стал предметом исследования огромного множества естественных (биология, генетика, антропология, химия и др.) и общественных (история, философия, социология, психология, экономика и др.) наук. Однако до сих пор человек не может дать окончательные ответы на многие вопросы, ...