Дезадаптивные проявления у военнослужащих с ПТСР как социально-психологическая проблема
Страница 1

Информация » Реабилитация военнослужащих с посттравматическим стрессовым синдромом » Дезадаптивные проявления у военнослужащих с ПТСР как социально-психологическая проблема

Последствия военных действий для личности военнослужащего могли бы быть значительно слабее, если бы не складывающееся негативное общественное мнение в отношении бывших участников боев. Общественное мнение формируется в тесной зависимости от масштабов военного конфликта. Анализ психологических аспектов первой и второй мировых войн показывает, что «с началом военных событий подобного рода коренным образом меняются содержательные и динамические характеристики общества во всех воюющих государствах. В недрах социального организма происходят мощные «тектонические» сдвиги: изменяется содержание и режим деятельности большинства институтов государства».[20] По существу, начинается отсчет нового социального времени. Кальмансон А.А., социолог, участник Великой Отечественной войны, пишет: «Существенные изменения претерпели социальная структура, система статусов и ролей, тип мотивации и социальный контроль. Изменился процесс социализации, суть которого в том, что индивид, в какую бы страту он ни входил, вписывается уже не в нормы, права и обязанности мирного времени, а в систему норм и прав воюющего народа».[21] С этой точки зрения, победа и поражение в войне касается как армии, так и народа. Локальные военные конфликты, в которых принимают участие наши соотечественники, отличаются тем, что не происходит перестройки экономической и социальной сфер жизни общества и государства. Граждане делятся на участников вооруженного конфликта и на неучастников. Неучастники, составляющие большинство мирного населения (в терминологии Караяни А.Г. – обыватели) формируют общественное мнение по поводу вооруженного конфликта, в общем, и действий армии, в частности. Как правило, «по восприятию локального военного конфликта, по ценностным ориентациям в отношении его, по связанным с ним социальным ожиданиям в обществе и армии могут наблюдаться существенные различия».[22] Для каждого участника боевых действий это может иметь прямые социальные последствия. Очень ярко они проявились, например, в жизни ветеранов войны США во Вьетнаме. «Пока молодые американские парни погибали в джунглях, искренне веря в то, что защищают национальные интересы, в их родном государстве ширилась антивоенная кампания. В ходе этой кампании они становились в глазах своих соотечественников убийцами, преступниками, бездумными существами, слепо исполняющими злую волю Пентагона».[23] В похожей ситуации оказались советские воины, вернувшиеся из Афганистана. В настоящий момент ширится движение против военных действий в Чечне. Таким образом, сами характеристики локального военного конфликта и обычная на него общественная реакция, в будущем обеспечивают усиление ПТСР у военнослужащих и, как следствие, дезадаптации в мирных условиях.

Дезадаптации, вызванные ПТСР, проявляются в поведении, деятельности, общении военнослужащего. Кроме того, что военнослужащий сам страдает от проявлений этого расстройства, испытывают трудности и негативные переживания и близкие ему люди, друзья, и трудовой коллектив.

Очень важным показателем дезадаптаций при ПТСР является нарушение социального статуса. Лазебная Е.О. и Зеленова М.Е[24]. выявили значимые различия между группами адаптированных и дезадаптированных ветеранов по показателю «наличие работы». Социальная дезадаптация проявляется в том, что ветерану трудно найти работу и на ней задержаться. Для них характерна низкая стабильность профессиональной жизни. Они чаще меняют место работы, чаще являются низкооплачивамыми и низкоквалифицированными работниками, реже делают хорошую карьеру.

Страницы: 1 2 3


Свойства нервной системы как нейрофизиологическая основа индивидуальности
Основу для разработки действительно научной теории темперамента создало учение И. П. Павлова о типологических свойствах нервной системы, с которыми он связал четыре типа темперамента. Свойства нервной системы являются врожденными индивидуальными особенностями человека, которые прямо или косвенно оказывают влияние абсолютно на все компо ...

Влияние трудовой деятельности на коррекцию мышления детей с ЗПР
Обучение труду учащихся с задержкой психического развития подчинено общей цели курса «Трудовое обучение» в начальных классах массовой общеобразовательной школы - воспитанию творческой, социально активной личности, ответственно относящейся к общественно полезному труду, проявляющей интерес к техническому творчеству и желание трудиться. ...

Осуществление отдельных видов психолого-педагогической деятельности
Во время прохождения практики мною было проведено исследование по выявлению уровня тревожности у учащихся 2 классов, 45 учащихся. Целью данного исследования является выявление тревожности у детей младшего школьного возраста и установление причин Задачи исследования: 1. Провести психодиагностическое исследование по выявлению тревожнос ...