Дезадаптивные проявления у военнослужащих с ПТСР как
социально-психологическая проблемаСтраница 2
Снижение уровня социальной адаптированности – наиболее очевидное для окружающих последствие психической травмы. Среди ветеранов локальных войн и вооруженных конфликтов значимо чаще встречаются такие формы дезадаптивного поведения как алкоголизм, наркомания, склонность к совершению актов насилия. Также значимо чаще происходит аутоагрессивное поведение в виде самоповреждений и суицидальных попыток. Показатели ПТСР во многом совпадают с характеристиками суицидальных личностей:[25]
- Депрессивное настроение, часто с потерей аппетита, жизненной активности, проблемы со сном;
- Может присутствовать сильная зависимость от наркотиков или алкоголя;
- Чувство изоляции или отверженности;
- Ощущение безнадежности или беспомощности. В такой момент угроза суицида может быть первым сильным чувством;
- Неспособность общаться с другими людьми из-за чувства безысходности и мыслей о самоубийстве;
- Они считают, что лучше не станет никогда;
- Они обладают «туннельным видением», т.е. неспособностью увидеть то положительное, что могло бы быть приемлемо для них. Они видят только один выход из сложившейся ситуации;
При ярком проявлении ПТСР формы и частота дезадаптивного поведения в группах ветеранов сопоставимы с самыми неблагополучными социальными группами. Лазебная Е.О. и Зеленова М.Е. приводят данные по разным группам населения, ясно указывающие на то, что в большинстве случаев развитию асоциального поведения в любой форме предшествовало ПТСР и девиантное поведение является, по существу, яркой формой поведения дезадаптивного. «В целом, уровень функционирования в сфере социальных контактову дезадаптированных афганских ветеранов оказался ниже. Среди них наблюдался более высокий уровень алкоголизации, случаи наркотической зависимости, больше разводов и меньшее количество вступивших в брак, а также чаще встречались семьи, в которых не было детей .».[26]
Значимо более высоким у ветеранов локальных войн со сниженными показателями социальной адаптации, является уровень конфликтности и агрессивности во взаимоотношениях. Повышение уровня конфликтности поведения психологическая наука объясняет, в первую очередь, субъективными причинами. Внешний конфликт с окружением является проекцией конфликта внутреннего, а тот, в свою очередь, вызван высокой степенью фрустрации, возникающей «при ограничениях общества в отношении потребностей индивида».[27] «Внутренняя детерминанта играет особенно важную роль во внутриличностных конфликтах, поскольку они, проецируясь межличностными и межгрупповыми конфликтами, сами производят их. В качестве примера российский исследователь А.В. Брушлинский ссылается на существование посттравматического стресса, который человек испытывает по прошествии длительного времени после травмы и который сказывается на поведении личности и ее состоянии»[28]. Обострение конфликтности связано с изменившимися ценностями личности, заострением определенных черт характера, усилением акцентуации и попытками сохранить нормальную самооценку. Кроме того, социальные навыки, часть из которых была утрачена в военных условиях, требует восстановления и развития. Отчасти конфликтность усиливается из-за того, что дальнейшее поведение в мирных условиях ветеран всегда выстраивает с учетом возможной опасности для жизни и здоровья, всегда оставаясь «настороже».
У многих людей, участвовавших в локальных военных конфликтах, личность приобретает агрессивную или деструктивную окраску. Повышение агрессивности может быть объяснимо с точки зрения как фрустрационной теории агрессии, так и с точки зрения теории социального научения. «Фрустрационные теории агрессии вводят фактор для объяснения поведения – ситуационный. Агрессия выступает как реакция на фрустрацию (и любая фрустрация неизбежно вызывает агрессию)».[29] Социальное научение предполагает, что у человека закрепляются те формы поведения, которые получают положительное подкрепление. В условиях боевых действий агрессия, направленная на противника получает положительное подкрепление. «Ситуативное развитие агрессивных действий становится зависимым от личностных структур».[30] В условиях мира общество не приемлет и осуждает применение агрессии, чем создается требование социального переучивания.
Исследование
состояния тревожности во время беременности. Обследование контрольной и экспериментальной группы на
выявление тревожности
Исследование проводилось на базе женской консультации №1 Ленинского района г. Новосибирска. В эксперименте приняли 30 беременных женщин в возрасте от 20 до 30 лет и сроком беременности от 12 до 39 недель. Были сформированы две группы: экспериментальная, в которой беременные начинали посещать занятия в бассейне на сроке от 12 до 20 недел ...
Лабораторная работа № 2
Тема: Мозг и психика.
Методика: Ведущее полушарие мозга.
Цель: Определить доминирующее полушарие мозга.
Оборудование: «ключ» к результатам.
Порядок работы
Инструкция:
1. Переплетите несколько раз пальцы рук, и вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот же большой палец. Если левый, то вы эмоциональный человек. Правый — ...
Анализ результатов реализации программы
Анализ результатов, полученных в ходе реализации разработанной программы социально-педагогического просвещения, способствующей преодолению подростковой ксенофобии и формированию толерантного поведения, показал следующее.
В ходе диагностики контрольной группы учащихся было отмечено, что подростки по-прежнему проявляют жестокость и агрес ...