Дезадаптивные проявления у военнослужащих с ПТСР как
социально-психологическая проблемаСтраница 2
Снижение уровня социальной адаптированности – наиболее очевидное для окружающих последствие психической травмы. Среди ветеранов локальных войн и вооруженных конфликтов значимо чаще встречаются такие формы дезадаптивного поведения как алкоголизм, наркомания, склонность к совершению актов насилия. Также значимо чаще происходит аутоагрессивное поведение в виде самоповреждений и суицидальных попыток. Показатели ПТСР во многом совпадают с характеристиками суицидальных личностей:[25]
- Депрессивное настроение, часто с потерей аппетита, жизненной активности, проблемы со сном;
- Может присутствовать сильная зависимость от наркотиков или алкоголя;
- Чувство изоляции или отверженности;
- Ощущение безнадежности или беспомощности. В такой момент угроза суицида может быть первым сильным чувством;
- Неспособность общаться с другими людьми из-за чувства безысходности и мыслей о самоубийстве;
- Они считают, что лучше не станет никогда;
- Они обладают «туннельным видением», т.е. неспособностью увидеть то положительное, что могло бы быть приемлемо для них. Они видят только один выход из сложившейся ситуации;
При ярком проявлении ПТСР формы и частота дезадаптивного поведения в группах ветеранов сопоставимы с самыми неблагополучными социальными группами. Лазебная Е.О. и Зеленова М.Е. приводят данные по разным группам населения, ясно указывающие на то, что в большинстве случаев развитию асоциального поведения в любой форме предшествовало ПТСР и девиантное поведение является, по существу, яркой формой поведения дезадаптивного. «В целом, уровень функционирования в сфере социальных контактову дезадаптированных афганских ветеранов оказался ниже. Среди них наблюдался более высокий уровень алкоголизации, случаи наркотической зависимости, больше разводов и меньшее количество вступивших в брак, а также чаще встречались семьи, в которых не было детей .».[26]
Значимо более высоким у ветеранов локальных войн со сниженными показателями социальной адаптации, является уровень конфликтности и агрессивности во взаимоотношениях. Повышение уровня конфликтности поведения психологическая наука объясняет, в первую очередь, субъективными причинами. Внешний конфликт с окружением является проекцией конфликта внутреннего, а тот, в свою очередь, вызван высокой степенью фрустрации, возникающей «при ограничениях общества в отношении потребностей индивида».[27] «Внутренняя детерминанта играет особенно важную роль во внутриличностных конфликтах, поскольку они, проецируясь межличностными и межгрупповыми конфликтами, сами производят их. В качестве примера российский исследователь А.В. Брушлинский ссылается на существование посттравматического стресса, который человек испытывает по прошествии длительного времени после травмы и который сказывается на поведении личности и ее состоянии»[28]. Обострение конфликтности связано с изменившимися ценностями личности, заострением определенных черт характера, усилением акцентуации и попытками сохранить нормальную самооценку. Кроме того, социальные навыки, часть из которых была утрачена в военных условиях, требует восстановления и развития. Отчасти конфликтность усиливается из-за того, что дальнейшее поведение в мирных условиях ветеран всегда выстраивает с учетом возможной опасности для жизни и здоровья, всегда оставаясь «настороже».
У многих людей, участвовавших в локальных военных конфликтах, личность приобретает агрессивную или деструктивную окраску. Повышение агрессивности может быть объяснимо с точки зрения как фрустрационной теории агрессии, так и с точки зрения теории социального научения. «Фрустрационные теории агрессии вводят фактор для объяснения поведения – ситуационный. Агрессия выступает как реакция на фрустрацию (и любая фрустрация неизбежно вызывает агрессию)».[29] Социальное научение предполагает, что у человека закрепляются те формы поведения, которые получают положительное подкрепление. В условиях боевых действий агрессия, направленная на противника получает положительное подкрепление. «Ситуативное развитие агрессивных действий становится зависимым от личностных структур».[30] В условиях мира общество не приемлет и осуждает применение агрессии, чем создается требование социального переучивания.
Особенности организации занятий по труду в целях коррекции мышления детей с
ЗПР
Трудовое обучение требует от учащихся начальных классов умения произвольно организовывать свою деятельность, достаточного уровня развития моторики - определенной сформированности основных мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения. Кроме того, оно требует словесной регуляции деятельности, умения планировать работу, осуществлят ...
Военно-психологическая система реадаптации и
реабилитации военнослужащих. Психологические
основы построения системы реадаптации и реабилитации в Вооруженных силах
Система реабилитации и реадаптации в Вооруженных силах РФ базируется на двух основных подходах:
1. В первом случае, реабилитация и реадаптация понимается как восстановление целевого психологического ресурса военнослужащих. «Под целевым психологическим ресурсом понимается совокупность наличных психологических возможностей военнослужащег ...
Механизмы установления сходства семантических пространств.
Каким же образом в субъективном мире клиента происходит поиск сходного содержания между сочиняемой сказкой и своим жизненным миром? Клиент, как и психолог, способен толковать сочиняемые сказки. Правда, сходство им осознается лишь при достаточно явных параллелях между сказкой и жизнью, но иногда приходится опасаться такого обнаружения. С ...