Свойства нервной системы как нейрофизиологическая основа индивидуальностиСтраница 1
Основу для разработки действительно научной теории темперамента создало учение И. П. Павлова о типологических свойствах нервной системы, с которыми он связал четыре типа темперамента.
Свойства нервной системы являются врожденными индивидуальными особенностями человека, которые прямо или косвенно оказывают влияние абсолютно на все компоненты психической организации человека, его поведение и деятельность. Установлено, что свойства нервной системы проявляются в задатках и развитии способностей, потребностях, мотивах и мотивационных установках, темпераменте и предрасположенности к конкретным психическим состояниям, переносимости интеллектуальных и физических нагрузок, индивидуальном стиле и успешности выполнения деятельности.
Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре, по его данным, основные, типичные комбинации в виде четырех типов высшей нервной деятельности /3,4,5/.
|
| |
|
СИЛЬНЫЙ |
СЛАБЫЙ |
|
УРАВНОВЕШЕННЫЙ |
НЕ УРАВНОВЕШЕННЫЙ |
|
ПОДВИЖНЫЙ |
ИНЕРТНЫЙ |
Рис. 1. Типы нервной системы по И.П. Павлову
Их проявления в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий темперамент сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный — темперамент флегматика; сильный, неуравновешенный — темперамент холерика; слабый — темперамент меланхолика. Однако даже при массовом подходе достаточно редко можно обнаружить или подобрать ярких представителей с заданными комбинациями свойств нервной системы, подавляющее большинство людей при массовом обследовании будет отнесено к так называемым вариациям основных типов нервной системы.
Сила нервной системы рассматривается как способность клеток больших полушарий сохранять работоспособность. В этом свойстве выделялись две стороны:
а) "работоспособность в узком смысле", т.е. способность длительно выдерживать концентрированное возбуждение, не обнаруживая запредельного торможения,
б) способность запредельного торможения в ответ на действие единичного, но для данных условий чрезмерно сильного раздражителя
Для слабых нервных систем характерны больший начальный эффект, более быстрое приближение к пределу и более раннее достижение предела данной функции, в то время как сильные нервные системы характеризуются, напротив, меньшим эффектом при минимальных значениях стимула, более медленным приближением к пределу функции и более поздним достижением этого предела. Указанные различия можно объяснить, только допустив, что слабая нервная система обладает более низким абсолютным порогом, в силу чего стимуляция, падающая на нее, имеет больший физиологический эффект, чем та же по физической интенсивности стимуляция, принимаемая сильной нервной системой /1,3,4,5/
Уравновешенность нервных процессов - равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.
Как известно, именно уравновешенность возбуждения и торможения была тем единственным признаком, который лег в основу первого варианта типологической классификации, разработанной И. П. Павловым. Несколько позже, в работах 30-х годов, понятие уравновешенности было конкретизировано указанием на силу нервной системы как на признак, по которому должна оцениваться степень равновесия двух основных нервных процессов. Тем самым категория уравновешенности получила значение вторичного признака в классификации свойств нервной системы, определяемого соотношением двух первичных параметров, относящихся к возбудительному и тормозному процессам. Таким образом, существует столько видов баланса нервных процессов, сколько существует первичных свойств нервной системы. Тогда каждое из свойств нервной системы должно получать раздельную характеристику для возбудительного и для тормозного процессов; при количественном подходе это означает получение двух абсолютных значений данного свойства; сопоставление этих двух абсолютных величин дает характеристику баланса по данному свойству; отсюда баланс, или уравновешенность, выступает как общий принцип организации свойств нервной системы и как производный параметр для каждого из основных свойств.
Психическое развитие младшего школьника, готовность к обучению в среднем
звене и школьная адаптация
Возрастной период 10-11 лет характерен переходом от младшего школьного возраста к отрочеству. Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан с определенными трудностями как для учащихся и их родителей, так и для учителей.
Что же характеризует особенности интеллектуального и личностного развития школьников на стыке мл ...
Психологические факторы удовлетворенности трудом у педагогов коррекционной
школы. Структура педагогической деятельности
Структуру педагогической психологии составляют три раздела:
1)психология обучения.
2)психология воспитания.
3)психология учителя.[9].
Психология обучения исследует, прежде всего, процесс усвоения знаний и адекватных им умений и навыков. Ее задача состоит в выявлении природы этого процесса, его характеристик и качественно своеобразны ...
Методы снятия агрессивности у дошкольников
Можно использовать приемы такие, как: сказки, рисунки, игры с песком и водой, можно побить подушку, порвать бумагу и т.п.
Здесь же я остановлюсь на общей технологии по снятию агрессивности у дошкольников.
Занятия с детьми, их деятельность подбираются с учетом 3 основных направлений работы.
1) Снятие состояния эмоционального дискомфор ...


ТИП