Описание экспериментальной выборки и методики
исследованияСтраница 2
Образ социальной желательности поведения: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58.
Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
"Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.
Порядок подсчета тестовых баллов.
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ "верно".
Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
· отвержение,
· социальная желательность,
· симбиоз,
· гиперсоциализация,
· инфантилизация (инвалидизация).
Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.
За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов. Если перед номером ответа стоит знак “-”, значит за ответ “Нет” на этот вопрос начисляется 0 баллов, а за ответ “Да ” - 1 балл.
После этого мы перешли к проведению Опросника «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) (И.М. Марковская). (приложение Б).
Цель методики: выявление родительского отношения к ребенку.
Опросник состоит из 60 утверждений. Тест может проводится как в индивидуальном, так и групповом характере. Испытуемому предоставляется текстовая часть методики и бланк ответов к ней.
Инструкция испытуемому: «Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5 – бальной системе.
5 – несомненно, да;
4 – в общем, да;
3 – и да, и нет;
2 – скорее нет, чем да;
1 – нет (абсолютно не согласен).
Обработка и интерпретация результатов:
Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается прямые это или обратные утверждения. Обратные утверждения переводятся в баллы таким образом:
Ответы 1 2 3 4 5
Баллы 5 4 3 2 1
В бланках ключах обратные вопросы обозначены звездочками. Суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале.
Шкалы опросника ВРР: 1. Нетребовательность – требовательность; 2. Мягкость – строгость; 3. Автономность – контроль; 4. Эмоциональная дистанция - близость; 5. Отвержение - принятие; 6. Отсутствие сотрудничества - сотрудничество; 7. Тревожность за ребенка; 8. Непоследовательность - последовательность; 9. Воспитательная конфронтация в семье; 10. Удовлетворенность отношениями с ребенком.
Таким образом, с помощью сформированной выборки и данных методик нам необходимо определить особенности родительского отношения в семьях с часто болеющими и здоровыми детьми дошкольного возраста.
Следующая часть нашей работы связана с выявлением уровня тревожности у здоровых и часто болеющих детей. Для этих целей были использованы следующие методики: Проективный тест «Определение уровня тревожности» (Р. Теммла, М. Дорки, В. Амена); Анкета по выявлению тревожного ребенка. (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко). (приложение В).
Проективный тест (Р. Теммла, М. Дорки, В. Амена).
Цель: определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени.
Психодиагностический изобразительный материал представлен серией рисунков размером 8,5х11 см, каждый из которых демонстрирует для дошкольника типичную жизненную ситуацию. Все рисунки выполнены в двух вариантах: для мальчиков и для девочек. Рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями детской головы: улыбающийся и печальное лицо ребенка. Двусмысленность рисунков в методики имеет основную «проективную» нагрузку. То, какой смысл придает ребенок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях.
В процессе психодиагностики рисунки предъявляют ребенку в определенной последовательности и дают инструкцию. Например: рисунок – игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо: веселое или печальное. Он (она) играет с малышами». Всего рассматривается 14 ситуаций.
Структура способностей.
Деятельность (трудовая, учебная спортивная и т.п.), которой овладевает человек, предъявляет высокие требования к его психологическим качествам (особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере, сенсомоторике). Этим требованиям не может удовлетворить одно какое-либо качество, даже если оно достигло очень высокого уровня развития. Мнен ...
Условия снятия агрессии. Как распознать агрессию
Теперь, когда мы знаем, что может послужить причиной гнева и агрессии, хотелось бы подробнее остановиться на их проявлении. Уже упоминалось о мимическом (выражении лица), поведенческом (действия, поступки), вербальном (слова) выражении гнева и агрессии. Рассмотрим их подробнее.
Мимическое выражение гнева включает в себя характерные сок ...
Манипуляция на уровне психологических процессов
Восприятие неразрывно связано с воображением, которое новым образом комбинирует то, что мы когда-то познали на опыте и зафиксировали это в памяти: нельзя вообразить то, что в разных своих элементах не присутствовало бы в действительности. Платон сравнивал восприятие с процессом тиснения печати на восковой пластинке, а воображение, согла ...