Этническое сознание, его естество и содержание
Страница 1

Информация » Введение в этническую психологию » Этническое сознание, его естество и содержание

Этническое сознание порождает этнический образ — представление о типичном для этноса индивиде Этнический образ, исходно воплощающий в себе единство всеобщего (универсального) и единичного (уникального), строится на основе такого понимания типичности, которое учитывает чувственную конкретность. Этнический образ — это выход единичности из герменевтического круга с задержкой ее возвращения внутрь круга.

Эта задержка сродни эстетической задержке, открытой Львом Выготским. Этнический образ близок к образам искусства. Его сходство с последними состоит еще в том что, будучи формой отражения действительности, он одновременно и программирует эту действительностъ, поощряя или ограничивая поведенческие акты людей. Этнический образ становится рамкой поведенческих актов человека.

Как и художественный образ, этнический образ подчинен законам индивидуализации.

Некоторые проблемы этнического образа так или иначе затрагивались в этнологических исследованиях. Была показана роль этнического сознания в межэтнических отношениях, причем обращалось внимание и на необъективность этнических опенок одних и тех же черт и явлений. Указаны различия в ценностных установках в зависимости от национальности, поставлена проблема образов и символов этноса Кабардинский ученый Бзрасби Бгажноков расширил понимание этнических образов для него этнические образы суть «типовые особенности отражения условий общения и типовые способы ориентации в них».

Он сближает такие образы с образцами коммуникативного поведения.На материале разных эпох и этнических традиции нам надо найти наиболее общие правила построения этнического образа, взятого как «изнутри» так и «извне».

Для структурного описания речь должна идти как о интраобразе — представлении о собственном этническом образе, так и о экстраобразе — представлении о нечленах своего этноса.

Наша задача осложняется той произвольностью, с которой вычленяются те или иные черты этнического образа.

Это относится как к самоописанию (интраобраз), так и к описанию других народов (экстраобраз). Следует заметить, что современность стремительно меняет жизнь народов и соответственно их и нтра- экстраобразы.

В различии интра- и экстраобразов заключен эмоционально окрашенный оценочный момент обычно эмоциями со знаком плюс наделен интраобраз, а эмоциями со знаком минус — экстраобраз.

Преодолеть эмоциональную окрашенность этнического образа и вскрыть объективно историческое его содержание — значит быть готовым к общению с людьми другого этноса. Такие ставшие традиционными определения, как «гордый испанец», «педантичный немец», «чопорный англичанин», «легкомысленный француз», исследователи обычно относят к этническим стереотипам.

Но стереотип предполагает соответствие определенным социальным нормам Здесь же речь идет об ожидаемой реакции отдельных индивидов, представителей разных этносов, т.е. перед нами в приведенных примерах не стереотипы, а именно образы сведенные в краткие описания, как бы формулы, в которых дан индивид с каким-либо свойством (предикатом).

Этнический образ порождает представление о всем облике человека и его поведении. В формулах описаниях часто подчеркивается внешность образа, что отражает представление о специфическом индивидуальном поведении, «нраве». Даже сведенные к жесту знаки описания представителей разных этносов в языке глухонемых — это тоже образы.

Этнический образ воплощен в представлении об индивиде, физическом типе человека. Как такой образ наполняется телесностью? Телесность этнического образа строится разными способами. Это процесс этнизации тех или иных территориальных, общественно-исторических или культурных явлений.

Этнический образ не просто соотносится с мнением о типичном носителе этноса, он отражает восприятие этнической территории, поданное через типичную личность. Говоря другими словами, этнический образ персонифицирует сразу народ и страну. В нем территория с ее физическими особенностями, ландшафтом как бы сливается с типом человека.

Этнический образ, как и образ в искусстве, включает сам предмет и мысль об этом предмете и даже определенную программу действий.

В древнерусской письменной традиции язык становится главной формулой описанием этнического образа В «Повести временных лет» язык обозначает этнос (чудь, меря, весь, мурома и т.д. ). Такой же традицией была в прошлом арабская По-видимому, формирование таких концепции связано с развитыми религиозными учениями, в которых речь рассматривается как дыхание, а еда и проглатывание есть способ приобщения к ценностям (ср.: лечение смытыми письменами). Во всяком случае, рассматривая знаковую роль языка, нельзя забывать о соматической стороне дела Но есть еще один аспект языка, который не позволяет ему играть активную роль в образовании этнического образа. Язык воспринимается как исключительно человеческое свойство,тогда как в этническом образе претворяются прежде всего пространственно-временные распределительные факторы: соматические и вещевые, маркирующие внешний облик.

Страницы: 1 2


Профессиональное самопознание как мотиватор профессионального роста студентов
Профессиональное самосовершенствование - это результат осознанного взаимодействия специалиста с конкретной социальной средой, в ходе которого он вырабатывает у себя такие личностные качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще. Факторы, способствующие удовлетворению потребностей называются мотиваторами. ...

Особенности личности больных с хроническими заболеваниями с различной степенью адаптации
Сначала рассмотрим особенности самосознания испытуемых экспериментальных групп. Группа A (высокий уровень адаптации) Результаты, полученные с помощью шкалы «Самоприятие» показали, что большинство испытуемых данной группы имеют высокий и средний уровень самоприятия (33%). У испытуемых группы A низких показателей по шкале «Самоприятие» ...

Нарушения психического здоровья, приобретаемые в процессе жизни
Любое нарушение психического здоровья связано, с одной стороны, с врожденными особенностями психики, с другой – с воздействующими в процессе жизни факторами – чрезмерными психическими нагрузками и психотравмами. Остановимся на втором аспекте, нарушающим психическое здоровье – приобретенный в процессе жизни. К нему относятся психический ...