Факторы, способствующие появлению подростковой жестокости в основной школе
Страница 5

Информация » Деятельность социального педагога по преодолению подростковой ксенофобии в основной школе » Факторы, способствующие появлению подростковой жестокости в основной школе

Вместе с тем существуют интегративные личностные образования, которые в устойчивых своих формах способны длительное время определять модус социального поведения – самооценка и уровень притязаний. Так, при неадекватном завышении уровня притязаний и самооценки школьники реагируют негативизмом и агрессией на любые затруднения, сопротивляются требованиям взрослых либо отказываются от выполнения деятельности, в которой могут обнаружить свою несостоятельность. Не менее серьезные проблемы возникают у детей со сниженной самооценкой: их поведение отличается нерешительностью, конформностью, крайней неуверенностью в собственных силах, которые формируют чувство зависти, сковывает развитие инициативы и самостоятельности в поступках и суждениях.

Анализ зарубежной и отечественной психологической литературы последнего десятилетия показывает, что термином «школьная дезадаптация» фактически определяются любые затруднения, возникающие у ребенка в период школьного обучения. К критериям дезадаптации относят агрессию по отношению к людям и вещам, чрезмерную подвижность, повышенную возбудимость и конфликтность и т.д.

Проблема заключается в том, что невозможно установить точную последовательность причинно-следственных отношений, позволяющую ответить на вопрос о том, что чему предшествовало: школьная дезадаптация появлению агрессивного поведения или наоборот [7, с. 64].

Под влиянием постоянных неудач, как собственно в сфере учебной деятельности, так и распространяющихся на сферу взаимоотношений со сверстниками, у дезадаптированного ребенка формируется ощущение собственной малоценности, появляются попытки компенсировать свою личностную несостоятельность. А так как выбор адекватных средств компенсации в этом возрасте весьма ограничен, то самоактуализация часто осуществляется в разной мере осознанным противодействием школьным нормам, реализуется в нарушениях дисциплины, повышенной конфликтности в отношениях с окружающими (как детьми, так и взрослыми), что на фоне полной утраты интереса к школе постепенно интегрируется в асоциальную личностную направленность. Нередко у таких детей отмечается вербальная и физическая агрессия, враждебность, негативизм.

Что же касается борьбы с ксенофобией, то здесь необходимо сочетание двух вещей. Во-первых, необходимо улучшение правоприменительной практики законодательства о противодействии политическому экстремизму. Ведь сейчас часто случается, что из-за отсутствия специальных знаний, нежелания связываться с труднодоказуемым мотивом, а иногда из сочувствия националистам (правоохранительные органы все же срез нашего общества) дела в отношении «идеологов» национальной розни (не рядовых скинхедов-исполнителей преступлений, их-то арестовывают и осуждают десятками – в 2004 г., к примеру, было осуждено более 50 человек, хотя и здесь «национальная» составляющая часто выпадает) практически не возбуждаются, либо же следствие и суд затягиваются настолько, что заканчивается срок давности (в декабре 2003 г. он был понижен до двух лет). Вторая важная составляющая борьбы с экстремизмом – учебные программы, пропагандирующие толерантность в школах и вузах. Правительство РФ должно принять Федеральную программу воспитания толерантности и обеспечить финансирование ее реализации из госбюджета. В этом должен участвовать и российский бизнес. В рамках данной программы Министерство образования и науки РФ обязано усилить комплекс мероприятий по воспитанию толерантности в школах. Должна быть разработана и внедрена программа организации подросткового досуга, трудоустройства молодежи. Необходимо издавать массовыми тиражами книги, обучающие культуре межнационального диалога, развенчивающие шовинистические мифы. Должны появиться специальные просветительные теле- и радиопередачи, воспитывающие в обществе нетерпимость к расизму, ксенофобии и любым иным формам этнической неприязни, вместе с тем пропагандируя успешный опыт мирного сосуществования народов, культур и традиций. Кроме того, нужно восстановить существовавшую ранее систему кружков, клубов и т.д., где могла бы заниматься молодежь, поскольку пустоту, возникшую после исчезновения подобной системы, заполнили пропагандисты ксенофобских взглядов. Необходимы также программы по интеграции иммигрантов в российское общество, включающие такие элементы, как иммиграционная амнистия, бесплатные курсы изучения русского языка, обязательное посещение школ детьми иммигрантов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Занятие 6
Тема: Он, я, ты, она вместе будем мы друзья. Цель занятия: тренировка ассоциативного восприятия и творческого мышления, продолжение работы над сплоченностью группы, развитие навыков позитивного социального поведения. 1. Введение. Упражнение "Комплимент" Участники образуют круг, берутся за руки. Каждый участник говорит компл ...

Диагностика стрессоустойчивости подростков по методикам Холмса-Раге и Кеттелла
Американские ученые Холмс и Раге длительное время посвятили изучению зависимости психических и физических заболеваний различного происхождения от стресогенных ситуаций. В ходе исследований они опросили и осмотрели более пяти тысяч человек. В результате Холмс и Раге пришли к выводу, что психические и физические заболевания (сюда же можно ...

Исследование состояния тревожности во время беременности. Обследование контрольной и экспериментальной группы на выявление тревожности
Исследование проводилось на базе женской консультации №1 Ленинского района г. Новосибирска. В эксперименте приняли 30 беременных женщин в возрасте от 20 до 30 лет и сроком беременности от 12 до 39 недель. Были сформированы две группы: экспериментальная, в которой беременные начинали посещать занятия в бассейне на сроке от 12 до 20 недел ...