Результаты экспериментальной работы по развитию мышления у детей младшего
школьного возрастаСтраница 1
Мышление – это высший, наиболее обобщающий и опосредованный процесс отражения в человеческом сознании действительности, устанавливающий связи и отношения между познаваемыми объектами, раскрывающими их свойства и сущность.
После проведения контрольного эксперимента, для осуществления которого были повторно применены: методика “Исключение слов” для оценки вербально-логического мышления и методика “Укажи лишний предмет” для оценки наглядно-образного мышления учащихся 3-го класса контрольной и экспериментальной групп, были проведены количественный и качественный анализ результатов, и вновь сопоставлены полученные данные.
В экспериментальной группе:
- по методике “Исключение слов” после произведения всех необходимых расчетов, по общему показателю 5 учащихся получили по 15 –16 баллов и 7 младших школьников по 21–22 балла. То есть, у 5 младших школьников - соответствует низкому уровню развития вербально-логического мышления и у 7 детей - соответствует среднему уровню развития вербально-логического мышления;
- по методике “Укажи лишний предмет” после необходимых расчетов, по общему показателю 3 учащихся получили по 36–37 баллов и 9 младших школьников получили по 47–48 баллов. То есть, 3 ребенка соответствуют среднему уровню развития наглядно-образного мышления и 9 учащихся соответствуют высокому уровню развития наглядно-образного мышления (Диаграмма 3).
При истолковании результатов исследования следует обращать внимание на то, как ребенок реагирует на наводящие вопросы и критические возражения экспериментатора - "подхватывает" ли он эту помощь или не понимает ее.
Диаграмма 3
|
Диаграмма 3. Уровень развития вербально-логического и наглядно-образного мышления учащихся 3-го класса экспериментальной группы на момент контрольного эксперимента (светлым цветом обозначен - уровень развития вербально-логического мышления, темным - уровень развития наглядно-образного мышления) |
В контрольной группе:
- по методике “Исключение слов” по общему показателю 6 младших школьников получили по 15–16 баллов и 6 детей по 21–22 балла. То есть у 6 учащихся - соответствует низкому уровню развития вербально-логического мышления и у 6 детей - соответствует среднему уровню развития вербально-логического мышления.
- по методике “Укажи лишний предмет” по общему показателю 6 младших школьников получили по 36–37 баллов и 6 детей получили по 45–47 баллов. То есть 6 детей получили соответствие среднему уровню развития наглядно-образного мышления, а у 6 младших школьников соответствие высокому уровню развития наглядно-образного мышления (Диаграмма 4).
Диаграмма 4
|
Диаграмма 4. Уровень развития вербально-логического и наглядно-образного мышления учащихся 3-го класса контрольной группы на момент контрольного эксперимента (светлым цветом обозначен - уровень развития вербально-логического мышления, темным - уровень развития наглядно-образного мышления) |
Результаты проведения контрольного эксперимента представлены в таблице 2.
Таблица 2
Таблица 2. Результаты проведения контрольного эксперимента | |||||
Группы |
Виды мышления |
Уровни | |||
Высокий |
Средний |
Низкий | |||
Экспериментальная группа |
Вербально-логическое |
- |
К.А., Ф.К., К.К., Я.А., Н.И., П.А., Т.И. |
Т.О., Л.К., Ш.Л., У.К., Г.Ж. | |
Наглядно-образное |
К.А., Ф.К., К.К., Я.А., Т.И., Н.И., П.А., Т.О., У.К. |
Л.К.,Ш.Л.,Г.Ж. |
- | ||
Контрольная группа |
Вербально-логическое |
- |
Б.Е., К.Н., Б.Ф., Л.Ю., Р.Т., З.А. |
Д.В., С.Д., М.Т., К.О., З.Т., П.А. | |
Наглядно-образное |
Б.Е., К.Н., Б.Ф., Р.Т., З.А., П.А. |
Д.В., С.Д., М.Т., К.О., З.Т., Л.Ю. |
- |
Методы саморегуляции психического состояния при стрессе. Упражнения
на снятие психоэмоционального напряжения
Далее представлены основные методики и упражняя, являющиеся эффективными средствами профилактики и коррекции расстройств, связанных с воздействием стрессоров.
1) Преодоление чувства
страха.
Справиться с чувством страха помогает несложный аутотренинг, который может применить любой человек при развитии чувства страха.
1. Спросите себ ...
Психологические характеристики допроса.
Допрос можно рассматривать с различных точек зрения, с процессуальной, криминалистической, судебной, психологической. Допрос считается самым психологизированным следственным действием. В нем, как ни в каком другом следственном действии, во-первых, следует учитывать различные психологические закономерности, индивидуальные особенности его ...
Психокоррекционные возможности
сказкотерапии. Возрастная динамика
использования психокоррекционно-развивающих функций народных сказок.
Как мы уже говорили, сказкотерапия удобна в работе с людьми разного возраста. Следует подробнее остановиться на специфичности применения сказки на разных возрастных этапах. В преднатальный, натальный и постнатальный период (до 3 лет) рекомендуется использование распевного, плавного чтения сказок с убаюкивающей интонацией, способной успо ...