ВведениеСтраница 1
Актуальность исследования. В последние годы в зарубежной и отечественной психологии усилился интерес к проблеме формирования полоролевой идентичности. Проблема полоролевой идентификации, включающая в себя вопросы формирования психологического пола, психологических половых различий и полоролевой дифференциации - одна из важнейших и актуальных проблем в психологии. Изучение широкого круга вопросов, связанных, с различными аспектами данной проблемы имеет, несомненно, не только теоретическое, но и огромное практическое значение: особенно в области воспитания подрастающего поколения.
В отечественной психологии опубликованы исследования, направленные на изучение формирования полоролевой идентичности на разных этапах онтогенеза, осуществляется анализ современных подходов к проблеме влияния полоролевых качеств личности на процессы адаптации и саморегуляции (Алешина Ю.В., Волович А.С., Визгина А.В., Дворянчиков Н.В, Ениколопов С.Н., Ильин Е.П. , Кон И.С., Пантилеев С.Р., Каган В.Е., Клецина И.С., Репина Т.А. и др.). В зарубежной психологии проблемой полоролевой идентичности в разные годы занимались Д. Батон, Э. Берн, Г. Зиммель, О. Вейнингер, У.Липпман, Ш.Берн и др.
Процесс полоролевой идентификации протекает в дошкольном возрасте, включая в себя три аспекта: когнитивный – ребенок начинает относить себя к одному из двух полов, приобретает представления и содержании типичного ролевого поведения; эмоциональный – половые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности; поведенческий - усвоение типичной для пола модели поведения. Возраст и половая принадлежность, важнейшие индивидуальные особенности человека.
Институт семьи является важнейшим, но не единственным источником формирования полоролевой идентичности. Информация о правильном полоролевом поведении передается через детскую литературу, телевидение, разговорный язык, взаимодействие со сверстниками и др. Универсальным в процессе идентификации является общество сверстников, как своего, так и противоположного пола. Сверстники подкрепляют или осуждают типичное или нетипичное для данного пола поведение друг друга. В общении со сверстниками ребенок испытывает себя как представитель определенного пола, «обкатывает» полученные в семье полоролевые стереотипы и корректирует их в самостоятельном, не регламентированном взрослыми общении, получая опыт на эмоциональном уровне.
В современном образовании до настоящего времени не созданы условия для реализации мальчиками и девочками полоролевого поведения в процессе их обучения и воспитания. Полоролевая идентификация осуществляется стихийно, без должного педагогического внимания и психолого-педагогического сопровождения.
Воспитание мальчиков и девочек в дошкольных образовательных учреждениях с учетом половой дифференциации недостаточно эффективно, так как в основном опирается на устаревшие гендерные стереотипы, не учитывает реалий современной жизни, игнорирует или упрощает их, не реализует направления развития вариативности полоролевого поведения, не формирует у детей навыков овладения мужскими и женскими ролями. Таким образом, все вышесказанное определило актуальность темы дипломной работы:
«Взаимодействие со сверстниками как фактор развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте».
Цель дипломной работы: выявить влияние взаимодействия со сверстниками на формирование полоролевой идентичности в дошкольном возрасте.
Объект исследования: полоролевая идентичность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: психологические особенности развития полоролевой идентичности детей дошкольного возраста в контексте взаимодействия со сверстниками в образовательном учреждении.
Гипотеза: существует значимая связь между характером взаимодействия ребенка дошкольного возраста со сверстниками, его статусом в группе, с одной стороны, и развитием полоролевой идентичности, с другой.
Особенности аутогенной тренировки
Активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, повышающий возможности саморегуляции исходно непроизвольных функций организма. Основные проявления, которые могут поддаваться коррекции с помощью АТ:
• Расстройства сна.
• Эмоциональное оскудение, повышенная возбудимость (взрывчатость, раздражительность, ярость, гнев, тяг ...
Результаты исследования и их анализ. Особенности
адаптации больных хроническим заболеванием
Для изучения степени адаптации применялась методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
На основе анализа интегрального показателя адаптации были выделены 3 экспериментальные группы испытуемых:
1. с высоким уровнем адаптации – группа A.
Значение показателя адаптации от 66 до 72 баллов. (M=67)
2 ...
Приложения
Приложение 1
Методика полового дифференциала В.Е. Кагана
Эта методика может быть рассмотрена как вербальная модель поведенческого реагирования на стимул. Показатели факторов полового дифференциала для каждого из оцениваемых понятий представляют собой психологические портреты в восприятии испытуемого – свой портрет и портреты типичных ...