Эмпирическое исследование особенностей внимания у детей подросткового возраста. Методическое обеспечение и организация констатирующего
экспериментаСтраница 2
Таблица 2.
Уровень |
Баллы |
Характеристика |
Очень высокий |
10 |
Продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая |
Высокий |
8-9 |
Продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая |
Средний |
4-7 |
Продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя |
Низкий |
2-3 |
Продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая |
Очень низкий |
0-1 |
Продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая |
Методика "Оценка распределения внимания"
Инструкция, которую в этой методике получают дети, аналогична той, которая им давалась при проведении предыдущей методики с кольцами Ландольта. Тот же самый стимульный материал используется и в этом опыте. Однако в данном случае детям предлагается находить и по-разному зачеркивать одновременно два разных вида колец, имеющих разрывы в различных местах, например сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать одним способом, а второе другим.
Процедура количественной обработки и способ графического представления результатов такие же, как и в предыдущей методике, но результаты интерпретируются как данные, свидетельствующие о распределении внимания.
Замечание. Если говорить строго, то эти данные указывают не только на распределение внимания в чистом виде, но также на его продуктивность и устойчивость. Разделить и независимо друг от друга оценить эти свойства внимания не представляется возможным.
Методика "Оценка переключения внимания"
Здесь предлагается такой же бланк с кольцами Ландольта, как и в других предыдущих случаях, но в сопровождении несколько иной инструкции:
"В течение первой минуты вы должны будете находить и зачеркивать одним способом кольца одного типа (с одной ориентацией разрыва), а в течение следующей минуты — кольца другого типа (с иной ориентацией места разрыва), и так далее по очереди в течение всех пяти минут".
Обработка, представление и интерпретация результатов те же самые, что и в других предыдущих методиках, причем к данной методике в равной степени относится замечание, касающееся предыдущей методики.
Методика определения объема внимания
Объем внимания ребенка оценивается по десятибалльной шкале. Мы располагаем данными о том, что средний объем внимания взрослого человека составляет от 3 до 7 единиц. Для детей младшего школьного и подросткового возрастов нижняя его граница — 4 единицы, вероятно, остается такой же, как и для взрослых людей. Что же касается верхней границы, то она определенно зависит от возраста, так как внимание в детстве, в том числе и его объем, развивается. Для младших школьников и подростков верхняя граница нормы внимания приблизительно равна возрасту детей, если она не превосходит средний объем внимания взрослого человека.
Так, средний объем внимания 3-6-летних детей приблизительно составляет 3-4 единицы, а средний объем внимания 6-9-летних — 4-5 единиц, соответственно 9-12-летних — 5-6 единиц. Примерно на последнем из указанных уровней средний объем внимания остается у детей, обучающихся в пятых классах школы, а затем несколько повышается, достигая к V-VII классам примерно той величины, которая характерна для взрослых людей.
В соответствии с этим устанавливается следующая шкала перевода экспериментальных показателей объема внимания детей в принятую десятибалльную шкалу:
10 баллов — объем внимания, равный 6 единицам и выше.
8-9 баллов — объем внимания, составляющий 4-5 единиц.
4-7 баллов — объем внимания, равный 2-3 единицам.
Приложения
Приложение 1
ПРАКТИКУМ ПО САМОПОЗНАНИЮ
Задание 1
Изучение способности к самопознанию с помощью опросника «Что значит познать себя?» (по А. И. Красило)
Инструкция: перед вами опросник. Внимательно прочитайте каждое утверждение и выберите только один из четырех вариантов ответов, с которым вы согласны в большей степени. Если вас ни од ...
Рекомендации на основе полученных результатов
Итак, в ходе практической части мы выяснили, что для подростков обоих полов, страдающих двигательными тиками в возрасте от 11 до 18 лет характерна депрессивность или дистимная акцентуация характера. При неблагоприятных условиях она приводит к развитию депрессии и часто мешает детям вести нормальный образ жизни, свойственный их возрасту. ...
Особенности зависимости от азартных игр. Распространенность азартных игр
В последнее время проблема азартных игр приобрела исключительно большее значение в связи с включением в ее сферу все более распространяющихся денежных игровых автоматов и повсеместного открытия казино. Разнообразное, привлекающее внимание своим красивым видом, мелькающими огоньками, приятными акустическими эффектами оборудование оказ ...