Лабораторная работа № 3Страница 1
Тема: Память
Методика 1: Два ряда слов (выполняется с экспериментатором)
Цель: Исследование логической и механической памяти.
Оборудование: Два ряда слов, секундомер бланк протокола.
Порядок работы
Для исследования подготовлены два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют. Испытуемому дают установку на запоминание и зачитывают 10-15 пар слов первого ряда (интервал между парой 5 секунд).
После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда с интервалом 10-15 секунд, а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда .
Первый ряд Второй ряд
КУРИЦА-ЯЙЦО СПИЧКИ - КРОВАТЬ
КУКЛА - ИГРАТЬ ЖУК - КРЕСЛО
ГРУША - КОМПОТ СИНИЦА - СЕСТРА
КОРОВА - МОЛОКО РЫБА - ПОЖАР
ПАРОВОЗ - ЕХАТЬ ШЛЯПА - ПЧЕЛА
ЛЕД - КОНЬКИ БОТИНКИ - САМОВАР
СНЕГ - ЗИМА ЛЕЙКА - ТРАМВАЙ
БАБОЧКА - МУХА КОМПАС - КЛЕЙ
НОЖНИЦЫ - РЕЗАТЬ МУХОМОР - ДИВАН
ЛАМПА - ВЕЧЕР НЕБО - РАК
КНИГА - ЧИТАТЬ ДЕРЕВО - ОВЦА
УЧЕНИК - ШКОЛА ГРЕБЕНКА - ВЕТЕР
РУЧКА - ПИСАТЬ БУСЫ - ЗЕМЛЯ
ЩЕТКА - ЗУБЫ ПИЛА - ЖУРНАЛ
ЛОШАДЬ - САНИ ГРАФИК - ТУМАН
Обработка результатов
По каждому опыту необходимо подсчитать количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений. Результаты заносятся в таблицу.
Объем смысловой памяти |
Объем механической памяти | |||||
Количество слов первого ряда (А1) |
Количество запомнившихся слов (В1) |
Коэффициент смысловой памяти С1=В1:А1 |
Количество слов второго ряда (А2) |
Количество запомнившихся слов (В2) |
Коэффициент механической памяти С2=В2:А2 | |
Протокол
Сопоставление коэффициентов смысловой и механической памяти позволит определить ведущий тип памяти у данного испытуемого, выяснить, насколько память, опирающаяся на использование системы смысловых связей, может расширить объем запоминаемого материала.
В выводе описать тип памяти.
Методика 2: Воспроизведение рассказа.(выполняется с экспериментатором)
Цель: Определение уровня смысловой памяти, ее объема, особенностей, способности к запоминанию текстов.
Оборудование: Два текста диагностических рассказов; секундомер, шкала уровня смысловой памяти.
Порядок работы
1. Ознакомиться с инструкцией:
Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они находятся в логической связи. Прослушав рассказ, запишите основное его содержание в течение 3 минут. Предложения можно сокращать, сохраняя их смысл. Переспрашивать во время работы нельзя.
2. I рассказ:
"Корабль вошел в бухту (1), несмотря на сильное волнение моря (2). Ночь простояли на якоре (3). Утром подошли к пристани (4). Восемнадцать моряков отпустили на берег (5,6). Десять человек пошли в музей (7,8). Восемь матросов решили просто погулять по городу (9,10). К вечеру все собрались вместе (11), зашли в городской парк (12), плотно поужинали (13). В 23 часа все вернулись на корабль (14, 15). Вскоре корабль отправился в другой порт (16)".
Психосоматические реакции
Психосоматическое симптообразование в психоанализе интерпретируется как защита от конфликтов. Возникновение и течение психосоматических заболеваний мы понимаем здесь в виде реакции на раздражитель в следующих видах: эмоция, вегетативное разрегулирование, функциональное нарушение, морфологическое изменение. Некоторые из психосоматических ...
Содержание и механизмы социализации. Стадии и институты социализации
Социализация — процесс и результат социального развития человека. Социализация человека происходит посредством механизмов социализации — способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. 1) механизм единства подражания, имитации, идентификации, 2) механизм полоролевой идентификации, 3) Механизм со ...
Эмоциональная сфера личности
Под эмоциональными явлениями в современной психологии понимаются субъективные переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям. Само слово "эмоция" происходит от латинского "emovere", что значит возбуждать, волновать, потрясать. Эмоции тесно, связаны с потребностями, поскольку, как пр ...