Особенности эмоциональной сферы испытуемых экспериментальных групп
Страница 1

Информация » Психологические особенности людей с хроническими соматическими заболеваниями » Особенности эмоциональной сферы испытуемых экспериментальных групп

Группа A (высокий уровень адаптации)

При изучении эмоциональной сферы с помощью шкалы «Эмоциональный комфорт» было выявлено, что у большинства испытуемых данной группы высокий (58%) и средний (42%) уровень эмоционального комфорта.

Что говорит о том, что люди группы A уравновешены, спокойны, оптимистичны.

При изучении страхов было выявлено, что большую часть испытуемых волнуют проблемы родственников – 42% («Я боюсь, что у детей что-то не получается в жизни, а помочь я уже не смогу»). Распространен страх не успеть что-то сделать – 25%, 17% испытуемых беспокоят проблемы общества – 17% («Я боюсь, что изменится климат из-за химикатов и вырубки лесов»).

При изучении факторов вызывающих негативные эмоции, были перечислены: несовпадение желаемого и реального (33%), проблемы родственников (25%), воспоминания прошлой жизни (17%). Также встречались и другие причины – 17% («Мое настроение ухудшается, когда портится погода»).

При изучении с помощью беседы эмоционального реагирования на заболевание было выявлено, что больных с хроническими заболеваниями с высоким уровнем адаптации видят не так уж и много негативных изменений в образе жизни после известия о диагнозе.

Группа B (средний уровень адаптации)

При изучении эмоциональной сферы с помощью шкалы «Эмоциональный комфорт» было выявлено, что у большинства испытуемых средний уровень эмоционального комфорта (75%). Встречается также высокий (10%) и низкий уровень (15%)

При изучении страхов было выявлено, что большую часть испытуемых волнуют проблемы родственников (45%), 17,5% волнуют проблемы со здоровьем, 12,5% беспокоят проблемы общества. У 10% испытуемых встречается страх быть обузой.

Негативные эмоции у испытуемых группы B вызывают проблемы родственников – 30%, воспоминания прошлой жизни – 25% («У меня настроение ухудшается, когда я одна»).

Было выявлено, что испытуемые группы B испытывают как положительные, так и отрицательные эмоции в связи с заболеванием. Позитивные эмоции связанны с возможностью больше времени проводить в семье, заняться собой, своим любимыми делами, а негативные с появлением материальных затруднений, сужением круга общения, чувством одиночества.

Группа C (низкий уровень адаптации)

Анализ результатов по шкале «Эмоциональный комфорт» показал, что большинство испытуемых имеют низкие показатели по данной шкале (70%). У 30% средний уровень эмоционального комфорта. Такие результаты говорят о том, что испытуемые встревожены, обеспокоены, чувствуют безразличие к окружающему.

При изучении страхов было выявлено, что больных с низким уровнем адаптации волнует страх быть обузой (30%), страх одиночества (30%), проблемы со здоровьем (20%).

Негативные эмоции у испытуемых группы C вызывают воспоминания прошлого (30%), несовпадение желаемого и реального (20%), проблемы родственников (20%), симптомов болезни (20%).

Было выявлено, что больные с хроническими заболеваниями группы C испытывают в основном негативные эмоции относительно заболевания. Эти эмоции связаны с чувством одиночества, ощущением бесполезности обществу, снижением авторитета в семье.

Сравнительный анализ показателей эмоциональной сферы по группам испытуемых позволили выявить значимые различия.

1. Испытуемых группы A (высокий уровень адаптации) характеризует высокий уровень эмоционального комфорта (58%) по сравнению с группой C (0%) и группой B (10%) - φ*=3,303; p≤0,01.

В группе C (низкий уровень адаптации) чаще встречается низкий (70%) уровень эмоционального комфорта по сравнению с группой B (15%) - φ*=3,36; p≤0,01, и с группой A (0%).

2. В группе A страх не успеть что-то сделать встречается чаще (25%), чем в группе B (7,5%) - φ*=1,49; p≤0,06.

Страницы: 1 2


Анализ эмпирических результатов исследования
Исследование типа родительского отношения проводилось с помощью опросника Варги А.Я., Столина В.В. Полученные результаты отражены в таблице 1. Таблица 1 – Типы родительского отношения в семьях с часто болеющим и здоровым ребенком (по методике Варга А.Я., Столин В.В.) Принятие - отвержение Кооперация Симбиоз Контроль И ...

Агресивные проявления детей как предмет исследований в современной психологии. Феномен агрессивного поведения с точки зрения совремннной психологии.
В науке высказывались разные точки зрения относительно причин возникновения агрессии, её природы и факторов. Самое раннее и, возможно, наиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, - это то, согласно которому данное поведение по своей природе приемущественно инстинктивное: агрессия возникает потому, что чело ...

Развитие и формирование способностей
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должные пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца. В. процессе развития сп ...