Особенности эмоциональной сферы испытуемых экспериментальных группСтраница 1
Группа A (высокий уровень адаптации)
При изучении эмоциональной сферы с помощью шкалы «Эмоциональный комфорт» было выявлено, что у большинства испытуемых данной группы высокий (58%) и средний (42%) уровень эмоционального комфорта.
Что говорит о том, что люди группы A уравновешены, спокойны, оптимистичны.
При изучении страхов было выявлено, что большую часть испытуемых волнуют проблемы родственников – 42% («Я боюсь, что у детей что-то не получается в жизни, а помочь я уже не смогу»). Распространен страх не успеть что-то сделать – 25%, 17% испытуемых беспокоят проблемы общества – 17% («Я боюсь, что изменится климат из-за химикатов и вырубки лесов»).
При изучении факторов вызывающих негативные эмоции, были перечислены: несовпадение желаемого и реального (33%), проблемы родственников (25%), воспоминания прошлой жизни (17%). Также встречались и другие причины – 17% («Мое настроение ухудшается, когда портится погода»).
При изучении с помощью беседы эмоционального реагирования на заболевание было выявлено, что больных с хроническими заболеваниями с высоким уровнем адаптации видят не так уж и много негативных изменений в образе жизни после известия о диагнозе.
Группа B (средний уровень адаптации)
При изучении эмоциональной сферы с помощью шкалы «Эмоциональный комфорт» было выявлено, что у большинства испытуемых средний уровень эмоционального комфорта (75%). Встречается также высокий (10%) и низкий уровень (15%)
При изучении страхов было выявлено, что большую часть испытуемых волнуют проблемы родственников (45%), 17,5% волнуют проблемы со здоровьем, 12,5% беспокоят проблемы общества. У 10% испытуемых встречается страх быть обузой.
Негативные эмоции у испытуемых группы B вызывают проблемы родственников – 30%, воспоминания прошлой жизни – 25% («У меня настроение ухудшается, когда я одна»).
Было выявлено, что испытуемые группы B испытывают как положительные, так и отрицательные эмоции в связи с заболеванием. Позитивные эмоции связанны с возможностью больше времени проводить в семье, заняться собой, своим любимыми делами, а негативные с появлением материальных затруднений, сужением круга общения, чувством одиночества.
Группа C (низкий уровень адаптации)
Анализ результатов по шкале «Эмоциональный комфорт» показал, что большинство испытуемых имеют низкие показатели по данной шкале (70%). У 30% средний уровень эмоционального комфорта. Такие результаты говорят о том, что испытуемые встревожены, обеспокоены, чувствуют безразличие к окружающему.
При изучении страхов было выявлено, что больных с низким уровнем адаптации волнует страх быть обузой (30%), страх одиночества (30%), проблемы со здоровьем (20%).
Негативные эмоции у испытуемых группы C вызывают воспоминания прошлого (30%), несовпадение желаемого и реального (20%), проблемы родственников (20%), симптомов болезни (20%).
Было выявлено, что больные с хроническими заболеваниями группы C испытывают в основном негативные эмоции относительно заболевания. Эти эмоции связаны с чувством одиночества, ощущением бесполезности обществу, снижением авторитета в семье.
Сравнительный анализ показателей эмоциональной сферы по группам испытуемых позволили выявить значимые различия.
1. Испытуемых группы A (высокий уровень адаптации) характеризует высокий уровень эмоционального комфорта (58%) по сравнению с группой C (0%) и группой B (10%) - φ*=3,303; p≤0,01.
В группе C (низкий уровень адаптации) чаще встречается низкий (70%) уровень эмоционального комфорта по сравнению с группой B (15%) - φ*=3,36; p≤0,01, и с группой A (0%).
2. В группе A страх не успеть что-то сделать встречается чаще (25%), чем в группе B (7,5%) - φ*=1,49; p≤0,06.
Теоретические основы проблемы влияния свойств
нервной системы на развитие характера человека. Методологические вопросы определения основных свойств
нервной системы
К настоящему времени дифференциальная психофизиология располагает большим арсеналом методических средств диагностики свойств нервной системы (СНС), прошедших все необходимые стадии проверки. Это методики лабораторного характера, требующие специальной аппаратуры и особого помещения, а также бланковые методики. Остановимся на истории созд ...
Аддикции к еде
Переедание
Аддикция к еде возникает тогда, когда еда используется в виде аддиктивного агента, применяя который, человек уходит от не устраивающей его субъективной реальности. В момент раздражения, неудовлетворенности, неудачи и скуки возникает стремление "заесть" неприятность, используя для этого процесс еды. И это часто ...
Периодизация возрастного развития (возрастные периоды развития человека)
Деление временной дистанции на своеобразные и неповторимые этапы составляет проблему периодизации развития.
Как отмечал Л. С. Выготский, большинство предложенных идей периодизации при внимательном их анализе оказываются формальными, не затрагивающими сути развития. Критикуя существовавшие к тому времени способы деления детства на возра ...