Нужна ли человеку агрессия?Страница 2
Тут могут быть разные ситуации. Если агрессивность проявляется в первые 2 или 3 года жизни малыша, он будет изливать ее непосредственно на нас. И так будет продолжаться в течение еще нескольких лет. Он будет плакать, кричать, намеренно не слушаться, а иногда, даже попытается ударить нас, своих родителей. Все это совершенно нормально. Если же он был чересчур избалован или заласкан в первые 3 или 4 года, его психическое развитие окажется замедленным, и тогда всякое изменение нашего отношения к нему начнет стимулировать агрессивные действия, которые он тоже выплеснет на нас. Но если его возмущение постоянно подавляется, оно накапливается и проявляется нередко лишь в зрелом возрасте, когда невозможно докопаться до причин, потому что агрессивность уже выливается в иные формы.
Мы называем подобный феномен –«перенесение», это одна из самых обычных примет агрессивности. Вот пример: ребенок, которому мать не дает карамельку, пинком отшвыривает игрушку. Он не осмеливается столь же открыто излить свою злость на мать, и «переносит» гнев и агрессивность на другой, более безобидный объект. Но чаще всего дети открыто проявляют свое возмущение родителям, а потом долго страдают от своего поступка. Ребенок не может взять верх над матерью с отцом прежде всего потому, что они взрослые, пользуются реальным авторитетом и у них больше возможностей настоять на своем. К тому же ребенку уже привито чувство уважения и послушания, пусть даже с применением угроз и наказаний. Он сам огорчен из-за своего агрессивного поведения, у него рождается чувство вины и даже боязнь утратить любовь и заботу родителей. Эта боязнь, в свою очередь, тоже может развивать агрессивность, и возникает порочный круг – ребенок чувствует себя подавленным не только родителями, но также собственным чувством вины и страха. И его агрессивность теперь уже будет направлена на всякие другие объекты.
Негативная сторона этой стадии развития состоит в том, что от агрессивности больше всего страдает сам ребенок. Он в ссоре с родителями, теряет друзей, использует лишь минимальную часть своих интеллектуальных возможностей и живет в постоянном раздражении из-за мучительного гнета злобы и собственной вины. Нередко он становится жертвой необоснованных и неподвластных ему страхов. Все сказанное относится в основном к несчастным детям, неспособным обрести мир внутри себя и улучшить отношения с окружающими. Их агрессивность не уменьшается со временем именно потому, что она привычна и неконтролируема.
Сублимация.
Сублимация — это один из высших и наиболее эффективных защитных механизмов человека. Она реализует замещение недостижимых целей в соответствии с высшими социальными ценностями.
Сублимация — это переключение импульсов, социально нежелательных в данной ситуации (агрессивности, сексуальной энергии), на другие, социально желательные для ин ...
Вытеснение.
Вытеснение, в отличие от подавления, связано не с выключением из сознания информации о случившемся в целом, а только с забыванием истинного, но неприемлемого для человека мотива поступка. (Мотив — это побуждение к конкретной деятельности).
Таким образом, забывается не само событие (действие, переживание, ситуация), а только его причина ...
Процесс формирования и развития личности.
Процесс формирования и развития личности наиболее понятен при рассмотрении трех его компонентов: детерминант, стадий и черт личности. Детерминанты личности — это группы факторов, предопределяющие формирование и развитие личности. Наиболее исследованные детерминанты — это биологические, социальные и культурные.
Биологические (наследстве ...