Изучение природы тревожности и уровней тревожности
Страница 3

Человек в процессе своей деятельности переживает ряд эмоций, как положительных, так и отрицательных.

Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические (активизирующие человека, повышающие его готовность к деятельности) и астенические (расслабляющие, утомляющие человека, вызывающие заторможенность).

· Стенические эмоции, которые помогают человеку в его деятельности, увеличивая его энергию и силы, придают смелость в совершении поступков и высказываний. Человек в таком состоянии способен на многие свершения.

· Астенические эмоции характеризуются пассивностью, скованностью.

Активность

Активность повседневной жизни – это действия и виды деятельности, которые человек совершает ежедневно в течение всей жизни. То есть к активности в повседневной жизни относятся все действия и виды деятельности, которые каждый из нас совершает, начиная с того момента, когда мы встаем с кровати утром и до того времени, когда вечером мы снова ложимся в постель [11, с.143]. Абульханова-Славская К.А. активность повседневной жизни условно разделяет на персональную и инструментальную. Персональная активность повседневной жизни включает в себя выполнение задач, связанных с самообслуживанием – прием пищи, одевание, туалет и другие гигиенические мероприятия, причесывание, поддержание функциональной мобильности, коммуникация. Инструментальные активности повседневной жизни связаны с независимым функционированием человека дома, в школе или на работе, в обществе. Например, такая инструментальная активность как ведение домашнего хозяйства включает в себя уборку, приготовление еды, покупку продуктов, использование денег, следование правилам техники безопасности, и прочее.

Активность в повседневной жизни это не одна какая-то функция или навык, а акты и виды деятельности, которые объединяют использование сразу нескольких функций. Навыки, характеризующие активность в повседневной жизни, характеризуют функционирование и функциональность человека.

Настроение

Настроение - эмоциональное состояние, придающее окраску переживаниям и деятельности человека, оно имеет причину, не всегда осознаваемую человеком. Настроение может изменяться под впечатлением каких-либо событий, фактов, людей, окружающей природы, здоровья, выполняемой работы, учебы. В управлении настроением сказывается развитие личности.

Н.Д. Левитов понимал настроение как общее эмоциональное состояние, которое в течение известного времени окрашивает переживания и деятельность человека; причина такого состояния человеком не всегда сознается, и в этих случаях настроение переживается как «безотчетное». Настроение имеет тенденцию иррадиировать: человеку, переживающему радостное настроение в связи с какой-то жизненной удачей, все кажется милым и приятным. Левитов уточнял, что настроения, как и все психические состояния обусловлены и личностью, и ситуацией. В одних случаях они более предметны, а в других - беспредметны; в одних случаях они более личностны, в других - менее личностны. Настроение может превратить человека из угрюмого замкнутого неудачника в бодрого энтузиаста, из ленивого философа в человека действия. Плохое настроение может стать причиной болезни, а хорошее – подвигнуть человека на неожиданные и, вполне возможно, добрые дела.

Самочувствие

Самочувствие человека – это общее физическое и моральное состояние человека, которое, в свою очередь, зависит от его эмоционального состояния. Ведь даже человек, находящийся в тяжелом состоянии, в момент эмоционального подъема, может ощутить себя совершенно здоровым.

Перейдем к рассмотрению эмоциональных состояний.

Эмоциональные состояния зависят от характера психической деятельности, одновременно и оказывая на нее свое влияние. Оно может зависеть не только от выполняемой деятельности, но и от поступка, от самочувствия, музыкального произведения, просмотренного фильма, спектакля и т.п. А самочувствие человека, в свою очередь, зависит от его эмоционального состояния. Ведь даже человек, находящийся в тяжелом состоянии, в момент эмоционального подъема, может ощутить себя совершенно здоровым.

Эмоциональные состояния преходящи, но в них отражаются индивидуальные особенности личности: у меланхолика - минорное настроение, холерика - возбужденное. Но в основном, абсолютное большинство людей при любых индивидуальных особенностях имеют усредненные, смешанные показатели активности, которое напрямую зависит от самочувствия человека и его настроения.

Ситуативная тревожность

Основные фундаментальные эмоции по К. Изарду [24, с.464] можно разделить на положительные и отрицательные.

· положительные эмоциональные состояния - интерес и радость;

· отрицательные эмоциональные состояния - страдание, гнев, отвращение, презрение, страх и стыд;

Страницы: 1 2 3 4 5


Анализ эмпирических результатов исследования
Исследование типа родительского отношения проводилось с помощью опросника Варги А.Я., Столина В.В. Полученные результаты отражены в таблице 1. Таблица 1 – Типы родительского отношения в семьях с часто болеющим и здоровым ребенком (по методике Варга А.Я., Столин В.В.) Принятие - отвержение Кооперация Симбиоз Контроль И ...

«Трудные дети» в обществе.
Одна из особенностей поведения трудных детей - конфликтные длительные отношения с окружающими. Вначале конфликтные отношения возникают, как правило, помимо воли подростка с одним из родителей или педагогов. Затем конфликтная среда расширяется и завершается окончательно испорченными отношениями с большинством взрослых и сверстников. Зача ...

Экспериментальное исследование решения проблем одиночества пожилых людей. Комплексный центр социального обслуживания населения
Все большую роль в процессе социальной реабилитации нуждающихся категорий населения играют нестационарные учреждения, в том числе центры социального обслуживания населения. Согласно Примерному положению о Центре социального обслуживания (от 20 июля 1993 г.) это учреждение социальной защиты населения осуществляет на территории города ил ...