Что такое системный (интегративный) подход к управлению здоровьем?

Информация » Валеология » Что такое системный (интегративный) подход к управлению здоровьем?

Интегративный, или системный, подход имеет древнюю философскую основу – принцип холизма (целостности). Новейшие открытия в области науки расширили масштаб научных системных представлений о мире и человеке и приблизили нас к пониманию человека как Микрокосмоса по отношению к Макрокосмосу. Из представления о человеке как открытой системе пирамидального типа вытекает следующее.

1. Системный принцип организации определяет функционирование человека как единого целого, т.е. его внутреннее единство. При этом центром интеграции является вершина пирамиды.

2. Как открытая система, постоянно обменивающаяся с окружающим пространством информацией, энергией и веществом, человек един с этим пространством, хотя и не равновесен по отношению к нему.

Таким образом, человек целостен внутри себя и с окружающим миром. Именно такой масштаб представления о человеке, его здоровье и управлении здоровьем принят в классической философии, холистической медицине, современной психологии. Он принят и в валеологии. Если рассмотрение патологического процесса как "частичного хаоса" в системе еще в какой-то мере допускает локальный подход, то рассмотрение здоровья как "общего внутрисистемного порядка" возможно только на принципах целостности.

Представление внутреннего аспекта целостности в зависимости от мировоззрения и области исследования может иметь и более мелкий масштаб. Так, в классических областях медицины, ориентированных в основном на изучение тела, предполагается учет внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей в функционировании органов и систем и целостное реагирование организма (единство местного и общего). Учитывается также связь психики и тела, а основным методом и одновременно целью врачебного воздействия является психосоматическая гармонизация.

Управление здоровьем – это управление механизмами валеогенеза, т.е. механизмами самоорганизации живой системы, обеспечивающими ее динамическую устойчивость. При этом выделяются аспекты формирования, сохранения и укрепления здоровья.

Сохранение здоровья включает в себя соблюдение принципов здорового образа жизни (медицинские аспекты) и возвращение утраченного здоровья (оздоровление), если уровень его приобрел тенденцию к снижению. Под укреплением здоровья понимают приумножение его за счет тренирующих воздействий. Поскольку с возрастом уровень здоровья естественно снижается, поддержание его в прежнем диапазоне требует дополнительной активности. Наиболее универсальными тренирующими воздействиями являются физическая и гипоксическая тренировки, закаливание.

Интегративный подход составляет методологическую основу практики сохранения и укрепления здоровья. Воздействия, используемые при этом, являются преимущественно естественными, немедикаментозными. Отличия их в использовании при разных валеологических тактиках – формировании, сохранении и укреплении здоровья – носят в основном количественный характер.


Специфика подросткового возраста
Основные противоречия как источник развития личности подростка Любая возрастная периодизация базируется на нескольких основаниях. У социологов - на изменении общественного положения и социальной деятельности личности, причем акцент делается скорее на особенностях подростков как социально-демографической группы. Психологов прежде всего и ...

Особенности зависимости от компьютерных игр
(М.С. Иванов, 2003) С развитием компьютерных технологии и расширением рынка игрового программного обеспечения растет число людей, увлекающихся компьютерными играми. Об этом можно судить по нескольким объективно наблюдаемым факторам: активное развитие игрового компьютерного бизнеса, расширение рынка игрового программного обеспечения, ув ...

Взаимодействие со сверстниками как фактор, определяющий полоролевую идентичность в дошкольном возрасте
Взаимодействие ребенка со сверстниками - это не только прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста, возможность общения с мальчиками и девочками. Дети дошкольного возраста активно интересуются друг другом, у них появляется выраженная потребность в общении со сверстниками. ...