Принципи построения этнопсихологических исследований.Страница 1
Виды этнопсихологических исследований.
В настоящее время в зависимости от того, как и какие используются методы и методики, изучение национально-психологических особенностей людей может принимать форму стандартного или кросскультурного этнопсихологического исследования.
Стандартное этнопсихологическое исследование первоначально не предполагает межкультурного сравнения.
Его объектом обычно выступают:
- национальное сознание или самосознание;
- национальные ценности и ориентации, потребности и мотивы;
- специфика авто- и гетеростереотипов, этнических установок;
- отдельные национально-психологические особенности, традиции, привычки и обычаи;
- своеобразие поведения представителей конкретных наций и народов.
Для проведения стандартного этнопсихологического исследования необходимо создание оригинальных, специально разработанных методик, адекватных его целям и задачам. Или могут использоваться адаптированные (модифицированные) к конкретной этнической общности существующие в психологии (и других науках) методики изучения сознания личности и социально-психологических феноменов, функционирующих в иноэтнической среде.
В настоящее время разработана специальная программа стандартного этнопсихологического исследования, в состав которой входит набор из 24 стандартизированных (специально адаптированных и модернизированных) методик, включающих:
- этнопсихологический опросник;
- методику исследования самоотношения;
- методику измерения локуса контроля;
- цветовой тест отношений; методику исследования направленности
интересов, ценностных ориентации и социальных установок;
- методику измерений ценностных ориентации;
- личностный ориентационный опросник;
- опросник измерения потребности в достижениях;
- тест для измерения художественно-эстетических потребностей;
- вопросник для оценки мотивации одобрения;
- вопросник для оценки мотивации к достижению цели;
- методику выявления импульсивности -целеустремленности;
- методику исследования нормативных предпочтений группы;
- методику оценки восприятия индивидом группы и др
Эта программа опробована на изучении национально-психологических особенностей таджиков, казахов, бурятов, калмыков, кабардинцев и балкарцев и может широко использоваться.
Кроме того, в рамках стандартного этнопсихологического исследования часто используются методики изучения этнических стереотипов и установок, достаточно хорошо представленные в отечественной и зарубежной психологической литературе.
На Западе широко распространены также методики изучения поведения и непосредственных реакций людей по отношению к представителям чужих этнических групп, которые применяются в условиях естественного эксперимента.
Кросскулыпурное этнопсихологическое исследование — изучение психологических и социокультурных особенностей людей, проводимое параллельно на нескольких группах испытуемых, относящихся к разным нациям или в группах, где представители разных наций собраны вместе.
Впервые такое исследование было проведено в 1901 — 1905 американским ученым К. Риверсом, который экспериментально показал, что жители острова Мюррей, а также индейцы племени тода в меньшей степени подвержены иллюзиям, чем европейцы.
Виды и средства общения
Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым.
Непосредственное общение - это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств. Непосредственное общение может быть формальным и межл ...
Описание исследования. Объект исследования
В ходе исследования все респонденты были разделены на две группы: зависимые от азартных игр (экспериментальная группа) и не имеющие какой-либо зависимости (контрольная группа).
Экспериментальную группу составили 20 человек, зависимых от азартных игр в возрасте от 22 до 42 лет, из них 16 мужчин и 4 женщины.
В контрольную группу вошло 2 ...
Анализ деятельности учреждения
Работу социального педагога с несовершеннолетними – правонарушителями проанализируем на примере Майкопской воспитательной колонии.
Сегодня к жизни в Майкопской воспитательной колонии приспосабливаются 33 подростка из Северной Осетии, Карачаево-Черкесиии, Адыгеи, Ставропольского края. Директор общеобразовательной школы МВК УФСИН Росси ...