Культура этноса и этническая культура. Функции этнической культуры.
Страница 5

Информация » Введение в этническую психологию » Культура этноса и этническая культура. Функции этнической культуры.

В поле зрения этнографов должны находиться и те пространственные особенности культуры, которые связаны с хозяйственно-культурными типами. Под таковыми, как известно, в нашей этнографической науке принято понимать определенные комплексы хозяйства и культуры, каждый из которых может быть одновременно характерен для нескольких народов самых различных частей ойкумены.

Привлекают внимание этнографов и такие ареально-культурные образования, как историко-этнографические области. Под таковыми понимаются части ойкумены, у населения которых в силу общности социально-экономического развития, длительных связей и взаимного влияния сложились сходные культурно-бытовые черты. Эти черты проявляются как в материальной, так и в духовной традиционной культуре, особенно в тех ее элементах, что несут эстетическую нагрузку. Нередко такого рода черты в значительной мере обусловлены природной средой (не случайно историко-этнографические общности в большей или меньшей степени совпадают с географическими ареалами).

Одна из непосредственных задач этнографической науки исследование так называемых метаэтнических общностей. Имеются в виду образования, охватывающие несколько основных этнических подразделений, но обладающих этническими свойствами меньшей интенсивности, чем каждое из таких подразделений. При этом метаэтнические общности отличаются чрезвычайным разнообразием по своему генезису, системообразующим компонентам, масштабам. При всей значимости всех рассмотренных слоев культуры этноса для его функционирования все же важнейшая роль в данном отношении принадлежит тем компонентам его культуры, которые обладают типичными для него чертами.

В силу взаимодействий культур, а также определенной культурной конвергентности в развитии народов преобладающая часть этнических особенностей в сфере культуры имеет, так сказать, относительный характер. Каждый значительный компонент этноса по-своему выражает этническую специфику, притом далеко не одинаково в разных конкретно-исторических ситуациях. Соответственно определение задач этнографии при изучении этнодифференцирующих свойств культуры этноса предполагает ее покомпонентное рассмотрение.

Обычно легче всего поддаются фиксации этнические особенности в опредмеченных результатах человеческой активности, прежде всего в материальной культуре. Не случайно ее традиционные виды уже давно привлекают пристальное внимание этнографов во всех странах, где существует эта дисциплина (или ее ближайшие аналоги). Русская этнографическая наука вносит существенный вклад в изучение таких компонентов материальной культуры, как сельскохозяйственные орудия, поселения, жилище, одежда, домашняя утварь, пища и т. д. Исследования эти касаются многих народов России, а также ряда зарубежных стран.

Рассматривая обычно каждый из этих компонентов культуры как целостное исторически изменяющееся явление, всесторонне характеризуя его, наша этнографическая наука тем самым в значительной мере выполняет функции истории материальной культуры.

Выполнение этнографами роли историков материальной культуры нередко приводит к тому, что "вещеведческий" аспект изучения отдельных видов материальной культуры, прежде всего их описание, заслоняет основную задачу этнографических исследований. Правда, определенный сдвиг в этом отношении уже есть. Развернувшаяся в последнее время работа над историко-этнографическими атласами позволяет выявить конкретные ареалы отдельных компонентов материальной культуры (земледельческих орудий, одежды и др.) Положено начало сравнительно-типологическому изучению отдельных видов материальной культуры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Адаптация к процессу учебы
Переход вчерашних школьников от классно-урочной системы обучения к преимущественно самостоятельным занятиям нередко происходит довольно больно, а зачастую и с большими осложнениями. Не все из них справляются с преодолением этих трудностей и быстро перестраивают привычные формы учебной работы. Вузовское обучение имеет ряд существенных о ...

Выводы и рекомендации
Таким образом, по результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы. 1. Больные с хроническими соматическими заболеваниями характеризуются разной степенью адаптации. Личностные особенности (особенности самосознания, мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер) выступают как фактор успешности процесса адаптации. 2. Бол ...

Основные причины возникновения трудного поведения.
В конце 19- начале 20 вв. учёными было проведено множество исследований, с целью установить причины отклонения поведения детей и подростков от нормы. В итоге появились различные теории. Которые можно условно разделить на две группы: 1. биологические причины 2. психологические причины[13] Так, например, авторы биологических теорий, та ...