Культура этноса и этническая культура. Функции этнической культуры.
Страница 6

Информация » Введение в этническую психологию » Культура этноса и этническая культура. Функции этнической культуры.

С традиционными формами материальной культуры весьма тесно связаны такие компоненты обыденного сознания, как различные виды народных знаний. К их этнографическому изучению полностью относится все то, что сказано в данной связи об изучении самой материальной культуры.

В этнографии хозяйственная деятельность народа - этноса является началом начал, так как от ее характера зависит формирование всех сторон культуры и социальной жизни. Этнографы различают основные занятия, дающие средства существования данной этнической общности, и подсобные занятия - трудовую деятельность отдельных групп этноса, постоянно или многих, в свободное от основных занятий время (различные промыслы, изготовления одежды, утвари, орудий труда и т.п.).

При описании материальной культуры, особенно когда ставится задача изучения этногенетических проблем, существенное внимание уделяется одежде, так как в ее традиционном составе, материале, оформлении, покрое находит отражение этническая специфика. Одежда - специальное средство защиты человеческого тела. Одежда бывает повседневная, праздничная, обрядовая. К последней относится одеяние священнослужителей, специальные платья, надеваемые при исполнении различных обрядовых действ.

По общему виду одежда делится на:

- глухую (без разрезов спереди, одевается через голову, характерна для северных районов)

- распашную, наиболее широко распространенную.

По расположению на человеческом теле различают одежду нательную (одета на голое тело),

- верхнюю (одета поверх нательной),

- плечевую (укрепляется на плечах-халаты, куртки 'и т. д.),

- поясную (укрепляется на поясе - штаны, юбки),

- набедренную (укрепляется на бедрах; характерна как единственная форма одежды в тропических странах, например, набедренная повязка, пояса стыдливости, передники).

Покрой одежды зависит от материала, а при изготовлении из ткани - от ширины ее. Выделяется одежда трех типов покроя

- цельнокроенная (из одной шкуры или" целого куска материи),

- туникообразная (узкое полотно перекинуто через плечо и рукава вшиты у плеча)

- кимонообразная (широкое полотно, дающее возможность кроить плечо вместе, с рукавом или частью рукава). Несомненную этническую специфику может нести и запах одежды - расположение полок относительно друг друга в распашном типе. Полы могут сходиться посредине, такую одежду называют либо прямозастежнай, либо - с прямым разрезом; левая пола может находить на правую - левополая на левую - правополая одежда, или одежда с правым запахом. Например, в каменных тюркских изваяниях подчеркнута такая специфика расположения полок, отличающая тюрок от монголов или китайцев.

Учитывая, что одежда есть средство защиты тела, а, по представлениям людей доклассовой эпохи, тело должно быть защищено от злых-духов и могло быть защищено символами рода (родовыми знаками, иными отличительными признаками, как, например, родовое различие мяо передавалось в одежде через специфический цвет ткани для людей одного рода), этнография в общей теме "одежда" рассматривает различные украшения на голом теле и типы причесок. К украшениям относятся татуировки, нашейные украшения (гривны, кольца, ожерелья), ручные и ножные браслеты, кольца, повязки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Сравнительный анализ психофизиологических ресурсов развития ребенка младшего школьного возраста и младшего подростка
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребёнка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребёнка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собст ...

Эмпирическое исследование по проблеме развития полоролевой идентичности в дошкольном возрасте. Организация и методы эмпирического исследования
Задачей этого этапа являлось исследование психологических особенностей развития полоролевой идентичности детей дошкольного возраста в контексте взаимодействия со сверстниками в дошкольном учереждении. В исследовании приняло участие 40 человек (20 мальчиков и 20 девочек), дошкольники подгоовительных групп в возрасте 6-7 лет. Гипотеза : ...

Голова
Голове как носителю важнейших органов человека особое значение отводится и в динамичном языке тела. Многочисленные выразительные модели поведения проявляются, например, в том, что для улучшенного восприятия голова выдвигается вперед, в целях обороны она отводится назад, при уклонении от чего-то – в сторону, а при сближении – склоняется ...