Основные этапы развития психики человекаСтраница 3
На этой основе ребенок овладевает и словами, которые тоже осознаются им прежде всего как обозначающие предмет с его функциями. При этом в процессе игры речь все чаще становится включенной в деятельность, все чаще начинает выполнять функцию не только обозначения предметов, но и средства общения. Однако отличительной особенностью игр ребенка в этом возрасте в сравнении со следующей стадией — стадией дошкольного возраста — является отсутствие воображаемой ситуации в игре. Ребенок, манипулируя предметами, просто подражает действиям взрослых, не наполняя их содержанием, но в процессе игры у ребенка интенсивно развиваются восприятие, способность к анализу и обобщению, т. е. происходит интенсивное формирование мыслительных функций. К концу данной стадии активность ребенка вызывается уже не только непосредственной встречей с предметом, но и намерениями самого ребенка. В это время ребенок стремится выполнять все больший круг известных действий. Частое появление фразы «я сам» знаменует начало новой стадии развития психики ребенка.
Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).
Главным отличием этого возраста является наличие противоречия между стремлением ребенка к действительному овладению миром предметов и ограниченностью его возможностей. В этом возрасте ребенок стремится делать не то, что может, а то, что видит или слышит. Однако многие действия ему еще недоступны. Это противоречие разрешается в сюжетной игре. В отличие от предыдущего возрастного периода и игры-манипуляции сюжетная игра наполнена содержанием, отражающим реальное содержание копируемого действия. Если раньше ребенок только подходил к овладению специфическими человеческими отношениями к предмету, то теперь предметы для него выступают как характеризующие именно человеческие отношения и различные функции людей. Овладеть предметом для ребенка означает принять на себя определенную социальную роль — роль человека, оперирующего данным предметом. Поэтому сюжетные игры способствуют овладению социальными взаимоотношениями мира людей. Неслучайно сюжетные игры часто называют ролевыми играми.
В процессе ролевой игры происходит формирование творческого воображения и способности произвольно управлять своим поведением, развитие восприятия, запоминания, воспроизведения и речи.
Другой важнейшей особенностью данной стадии является процесс формирования личности ребенка, в ходе которого закладываются черты характера ребенка. В этот период ребенок достаточно свободно осваивает основные нормы и правила поведения. Этому способствуют не только сюжетные игры, но и чтение сказок, занятия рисованием, конструированием и т. д. По мнению А. Н. Леонтьева, в конце данной стадии развития психики ребенок стремится к овладению общественно значимой деятельностью. Тем самым он начинает вступать в новую стадию своего развития, характеризующуюся выполнением определенных обязанностей.
Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет).
Поступление в школу характеризует новый этап развития психики ребенка. Теперь его система отношений с окружающим миром определяется не только взаимоотношениями со взрослыми, но взаимоотношениями со сверстниками. Кроме этого, у него теперь есть обязанности перед обществом. От выполнения этих обязанностей зависит его будущее, его место в социуме.
Итоговое обследование на выявление уровня тревожности
Повторное обследование проходило по тем же методикам, которые были использованы при первично диагностике. Результаты обследования представлены в приложении 8.
Как видно из представленных таблиц (см. приложение 8) в контрольной группе показатель тревожности по всем методикам повысился, в экспериментальной группе – понизился. Наиболее яв ...
Исследование уровня стрессоустойчивости и социальной адаптации
Таблица 5. Результаты исследования в экспериментальной группе по методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге
№ п/п
Показатель стрессоустойчивости
Уровень стрессоустойчивости
1.
201
пороговый
2.
202
пороговый
3.
155
высокий
4.
305
низкий
5.
17 ...
Анализ медицинской и психологической литературы по проблеме эмоциональных
состояний и тревожности у больных с гинекологическими заболеваниями. Гинекологические заболевания, требующие оперативного
вм
В последнее время, к сожалению, растёт количество женщин с гинекологическими заболеваниями. Здесь большую роль играют стрессы, понижение иммунитета, повышение количества различных инфекций, различные гормональные нарушения.
Женские болезни изучаются специальной медицинской наукой - гинекологией. Официально она становится наукой уже с с ...

