Виды и причины отклонений в развитии у детей
Страница 5

Информация » Виды и причины отклонений в развитии у детей » Виды и причины отклонений в развитии у детей

В психологической литературе эмоциональное неблагополучие у детей рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудно разрешимых личностных конфликтов (А. В. Запорожец с соавторами, А. И. Захаров и др.).

Традиционно выделяются три группы факторов, приводящих к возникновению эмоциональных нарушений у детей и подростков: биологические, психологические и социально-психологические.

Биологические предпосылки эмоциональных нарушений включают в себя генетические факторы. Так, в исследованиях зарубежных авторов была обнаружена отчетливая связь между депрессивными состояниями у детей и аналогичными состояниями у их родителей (Каплан Г. И. и Сэдок, 1994; Black, 1987). Несомненно, наследственные факторы играют важную роль в форми- , ровании индивидуально-типологических характеристик личности ребенка, однако их далеко недостаточно для возникновения тех или иных эмоциональных нарушений (Гуревич, 1932; Запорожец, 1974 и др.).

К биологическим факторам, предрасполагающим к возникновению эмоционального неблагополучия у ребенка можно отнести соматическую ослабленность вследствие частых заболеваний. Она способствует возникновению различных реактивных состояний и невротических реакций преимущественно с астеническим компонентом (Гуревич, 1932; Ковалев, 1979). Ряд авторов указывают на повышенную частоту эмоциональных нарушений у детей с хроническими соматическими заболеваниями, отмечая, что нарушения эти не являются прямым результатом болезни, а связаны с трудностями социальной адаптации больного ребенка и с особенностями его самооценки (Исаев, 1996; Мамайчук, 1989; Раттер, 1987). Гораздо чаще эмоциональные нарушения встречаются у детей, в анамнезе у которых наблюдаются отягощающие биологические факторы в пери- и постнатальный периоды, но они также не являются определяющими в возникновении эмоциональных нарушений у ребенка (Гарбузов, Захаров, Исаев, 1977; Захаров, 1993; Раттер, 1987 и др.). В. В. Ковалев отмечал, что невротические реакции у детей могут быть обусловлены неправильным воспитанием на фоне церебрально-органической недостаточности (Ковалев, 1979). Резидуально-органическая недостаточность, по мнению автора, способствует формированию психической инертности, застреванию на отрицательных аффективных переживаниях, повышенной возбудимости, лабильности аффекта. Это облегчает появление болезненных реакций на психологические воздействия и способствует их фиксации (Ковалев, 1979).

К собственно психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей авторы относят особенности эмоционально-волевой сферы ребенка, в частности нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др.

В исследованиях отечественных авторов достаточно подробно изучены преневротические патохарактерологические радикалы, формирующиеся в детском возрасте. В. Н. Мясищев относит к ним черты импульсивности, эгоцентризма, упрямства, сензитивности. Автор подчеркивает, что у лиц, страдающих неврозом, наблюдается преобладание субъективного и аффективного над объективным и логическим в проработке психотравмирующей ситуации. Кроме того, аффективная инертность способствует формированию вязкости болезненных переживаний (Мясищев, 1961).

Ученики В. Н. Мясищева Гарбузов с соавторами выделяет 9 типов преневротического патохарактерологического радикала: агрессивность, честолюбие; педантичность; благоразумность; тревожная синтонность; инфантильность и психомоторная нестабильность; конформность и зависимость; тревожная мнительность и замкнутость; контрастность. При этом авторы подчеркивают, что наиболее характерным типом является контрастность, т. е. противоречивость всех личностных характеристик (Гарбузов, Захаров, Исаев, 1977).

А. И. Захаров описывает семь видов преморбидных свойств личности, предрасполагающих ребенка к неврозу. Это: 1) сензитивность (эмоциональная чувствительность и ранимость); 2) непосредственность (наивность); 3) выраженность чувства "Я"; 4) инпрессивность (внутренний тип переработки эмоций); 5) латентность (потенциальность — относительно более постепенное раскрытие возможностей личности); 6) противоречивость развития; 7) неравномерность психического развития (Захаров, 1982).

Достаточно подробно изучены личностные особенности детей, предрасполагающие к возникновению невротических страхов: неуверенность в себе, тревожность, несамостоятельность. (Гарбузов, Захаров, Исаев, 1977; Захаров, 1982; 1986).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Стресс, как одна из причин двигательных тиков
Согласно общему мнению большинства психологов и психиатров главным фактором возникновения тиков у детей и подростков является стресс. Подобная причина наблюдается в 64% случае заболевания тикозным гиперкинезом, в том числе двигательными (моторными тиками). Преобладающим можно назвать адаптационный стресс в школе.[25] Также к значительны ...

Обобщенная характеристика семейной депривации и связанных с ней пограничных психических расстройств у детей. Клинико-социальная характеристика семейной депривации
Социализация ребенка в ведущих сферах его социальных отношений может протекать в оптимальных адаптивных условиях или в условиях, сопровождающихся средовой психической дезадаптацией. Средовая психическая дезадаптация является понятием, которое необходимо для психолого-педагогического и социально-медицинского анализа, потому что позволяе ...

Сущность и структура педагогической деятельности
Сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность - один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Обычно научный анализ этих важных феноменов заменяется общими рассуждениями о педагогическом искусстве. Научный анализ педагогической деятельности построен не на описаниях, а на прин ...