Виды и причины отклонений в развитии у детей
Страница 6

Информация » Виды и причины отклонений в развитии у детей » Виды и причины отклонений в развитии у детей

Многочисленные исследования зарубежных и отечественных авторов показали акцентирующее влияние среды как фактора риска возникновения эмоционального неблагополучия в детском возрасте, особенно семьи (Бендлер, Гриндер, Сатир, 1993; Берн, 1992; Буянов, 1988; Варга, 1987; Захаров, 1982; Мамайчук, 1996; Матвейчик, 1992; Мясищев, 1961; Сермягина, 1991; Фрейд А., Фрейд 3., 1995; Эйдемиллер, Юстицкий, 1992; Юнг, 1994; Ginotl, 1977 и др.).

Представители классической фрейдовской школы психоанализа, рассматривая детский невроз как неадекватно разрешаемый конфликт между бессознательным влечением Я и Сверх-Я, признают психосексуальную природу этого конфликта и ответственность родителей за возникновение эмоциональных нарушений у ребенка. А. Фрейд выделяет следующие факторы, предрасполагающие ребенка к возникновению невроза: 1) система неосознаваемых фантазий у родителей, приписывающих ребенку определенную роль; 2) пренебрежение потребностями ребенка и "втягивание" его в свою патологическую систему; 3) при наличии невроза у ребенка родители разделяют с ребенком его симптом или отрицают его, прибегая к неконструктивным способам психологической защиты (Фрейд А., 1993). Н. Е. Richter, анализируя аффективные взаимоотношения между родителями и детьми, также признает роль неосознаваемых родительских ожиданий, фантазий об идеальном ребенке в формировании невротических реакций у детей (Richter, 1972). К. Юнг рассматривал источники "нервных нарушений" у детей и подростков в семейной ситуации. Автор использует понятие примитивного бессознательного тождества, рассматривая его как слияние ребенка с родителями, в результате чего ребенок чувствует конфликты между родителями и страдает от них, как если бы они были его собственными (Юнг, 1994).

Представители гуманистической психологии рассматривают эмоциональное неблагополучие детей в рамках отклонений в развитии личности, которые возникают при потере ребенком согласия со своими собственными чувствами и невозможностью найти смысл жизни и самореализоваться (Rogers, 1951).

С точки зрения представителей поведенческого направления эмоциональные нарушения у детей могут быть обусловлены неадекватными наказаниями или поощрениями (Раттер, 1987; Ban-dura, 1969; Stuart, 1962).

В многочисленных исследованиях зарубежных и отечественных психологов подчеркивается важная роль ранних эмоциональных контактов в развитии личности ребенка. Известный английский психолог Джон Боулби, наблюдая младенцев, воспитывающихся в сиротских домах, обратил внимание на то, что в более старшем возрасте у них наблюдались различные эмоциональные проблемы, деструктивное поведение, неадекватная самооценка. Эти особенности автор связывал с отсутствием у них ранних эмоциональных контактов с матерью. В первые три месяца у малыша формируется наиболее сильная привязанность к матери. Дальнейшие исследования автора показали, что степень привязанности малышей к матерям зависела также от особенностей реагирования последних на сигналы о потребностях младенцев. Автором были выделены три группы младенцев по степени привязанности к матери: привязанные, избегающие и амбивалентные младенцы. Лонгитюдные наблюдения за детьми в течение 15 лет убедительно доказали, что наиболее адаптированными оказались дети первой группы (надежно привязанные). В социальной обстановке (в школе, в летних лагерях) они получали более высокие баллы по таким качествам, как отзывчивость и лидерство, т. е. демонстрировали здоровый паттерн развития (цит. по: Семья в психологической консультации, 1989). Разлука с матерью, перемена места жительства, аффективная неустойчивость взрослых может негативно отразиться на эмоциональном состоянии ребенка. Важное значение имеют особенности отношений матери к нему. Американский психолог S. Brody выделила 4 типа материнского отношения:

Матери первого типа легко и органично приспосабливались к потребностям младенца. Для них было характерно поддерживающее разрешающее поведение. Они не навязывали малышу свои требования и терпеливо относились к его особенностям и потребностям. Например, они не пытались ребенка рано приучить к туалету, а терпеливо ждали, когда он сам "дозреет".

Матери второго типа сознательно старались приспособиться к потребностям ребенка, они склонны к доминированию, что нередко вносило напряженность в процессе общения с ребенком.

Матери третьего типа не проявляли большого интереса к ребенку. Основу их материнства составляло чувство долга. В отношениях с ребенком у них не было естественности, теплоты. Наблюдался жесткий контроль за поведением малыша, матери часто делали им замечания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Психическое развитие младшего школьника, готовность к обучению в среднем звене и школьная адаптация
Возрастной период 10-11 лет характерен переходом от младшего школьного возраста к отрочеству. Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан с определенными трудностями как для учащихся и их родителей, так и для учителей. Что же характеризует особенности интеллектуального и личностного развития школьников на стыке мл ...

Сравнительный анализ сказок, выполненных студентами музыкального и психологического факультетов.
Следует отметить следующие особенности в написании сказок у студентов. В исследовании принимали участие только девушки, в сказках же идентификация с противоположным полом наблюдается в 70% случаев (8 из 10 рассказов у музыкантов; 6 из 10 у психологов). Но мы можем говорить лишь об описательном моменте данного феномена, так как качествен ...

Средства воздействия
Важной особенностью динамической структуры личности является её приуроченность к определенному отрезку времени, конкретной ситуации, в которых можно говорить о состоянии психики и поведении человека. Поэтому, различают два аспекта динамической структуры личности: внутренний (интроспективный) и внешний (поведенческий). Оба носят характер ...