Заключение
Страница 1

Подростковый возраст входит в одну «эру восхождения к социальной зрелости»[25]. При этом надо полагать, что эта эра не завершается периодом ранней юности и получением школьником аттестата зрелости, а продолжается в трудовых коллективах, где и осуществляется органическое вхождение вчерашнего школьника в права и экономически, и юридически, и политически, и нравственно зрелого человека, полноправного члена социалистического общества. Что касается последующих эр развития, составляющих и завершающих жизненный путь человека, то рассмотрение этих проблем выходит за рамки нашей задачи.

Целесообразность, а быть может, необходимость выделения «эры восхождения к социальной зрелости» требует пояснений. Если представить социальную среду в ее глобальных характеристиках как относительна стабильную и помнить о том, что целью общественного воспитания в социалистическом обществе буквально с первых лет жизни ребенка и на протяжении всех последующих остается формирование всесторонне развитой личности, то весь путь до осуществления этой цели можно интерпретировать как единый и целостный этап. В таком случае он в соответствии с выдвинутыми и обоснованными выше положениями предполагает три фазы развития, формирования, становления личности, ее вхождения в социальное целое — адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.

Пытаясь прогнозировать дальнейшее развитие мировоззрения молодого поколения, можно отметить следующие тенденции[26]:

1. Отход с позиций нигилизма и отрицания всех ценностей старшего поколения, начинает преобладать критический, оценивающий взгляд на вещи.

2. В ряд важнейших ценностей, ориентиров в жизни выдвигается образованность, способность к самообучению.

3. В политической сфере молодежь большой роли не играет, намеренно игнорирует и устраняется от основных политических событий.

4. Большое воздействие на молодежь отказывают средства массовой информации, что ведет к пассивному формированию мировоззрения, то есть мировоззрение формируют силы извне, стоящие за СМИ.

5. Основное содержание культуры – протест, выражение несогласия с традиционным мировоззрением общества. Молодежная культура намного отличается от культуры предыдущего поколения, и в дальнейшем это приведет к постепенному замещению одного культурного типа другим.

6. Во взаимоотношениях внутри собственного круга молодежь становится все более коммуникативной, почти исчезает барьер в общении между полами, интересы девушек и юношей сближаются.

Стало очевидным, что проблемы изучения мировоззрения молодежи и процессов с ним связанных, необходимы в современной динамичной, политически нестабильной обстановке. Поэтому следует продолжать и расширять исследования в данной области.

Приложение 1

Анкета

Сколько часов в день ты смотришь телевизор?

Ты смотришь сериалы? Какие сериалы ты смотришь?

Какие передачи тебе наиболее интересны (музыкальные, спортивные, образовательные и т.д.)? Напиши свою любимую передачу.

Как ты думаешь, какой канал на телевидении сейчас самый интересный?

У тебя есть кино-герой, на которого ты бы хотел (а) быть похож (а)? Напиши его (ее) имя. Почему он (она) тебе нравится?

Ты любишь читать? Что ты сейчас читаешь?

Ты читаешь только то, что задали в школе, или еще сам (а) выбираешь книги?

Ты читаешь журналы? Напиши название журнала.

У тебя есть любимый литературный персонаж? Напиши его (ее) имя. Почему он (она) тебе нравится?

Как ты думаешь, зачем люди читают книги?

Приложение 2

Беседа

Тема: «Какую роль в вашей жизни играют телевидение и книги?»

План беседы:

1. Вступление. Объяснение для чего проводится беседа на заданную тему.

2. Вопросы. Получение ответов на них.

3. Высказывание мнений.

4. Завершение беседы. Подведение итогов.

Вопросы:

1. Какие детские книги вы помните? Назовите их.

2. Читаете ли вы журналы? Газеты? Что полезного и нового вы из них узнаете?

3. Ходите ли вы в библиотеку? Какую литературу вы берете?

4. Какие художественные фильмы вы смотрите?

5. Есть у вас Интернет? Слушаете радио?

[1] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3.

[2] Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка. Психология личности: Тексты /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982. С. 165.

[3] Рубинштейн С.Л. Онтология человеческой жизни // Проблемы общей психологии. 2-е изд. М., 1976. С. 242.

[4] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.С.175

[5] Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопросы психологии. 1971. № 4.

[6] Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М., 1997.С.94

[7] Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб., 1998.С.124

Страницы: 1 2


Состояние психики и тревожности во время беременности. Психика с точки зрения перинатальной психологии
«Мы не можем смотреть на материнство только с точки зрения его благополучного завершения. Мы должны вникнуть в жизнь молодой женщины и ознакомиться с мыслями и переживаниями, которые в конечном итоге и приводят ее к желанию стать матерью»[14], - пишет Грантли Дик-Рид. Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии ...

Человек как предмет познания
Истоки проблемы целостного и частичного описания психологии человека лежат в практике работы с человеком. В реальности межличностных отношений человек предстает как целое, как уникальный живой субъект, во всем многообразии своих индивидуально-неповторимых проявлений и свойств. Целостность человеческой практики предполагает целостность п ...

Характеристика пубертатного периода
В физиологическом плане границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в 5-8 классах средней школы и охватывает возраст от 11-12 до 14-16 лет. Особое положение подросткового периода в цикле развития отражено в других его названиях: "переходный", "трудный", "критический" в них зафиксиров ...