Заключение
Страница 1

Подростковый возраст входит в одну «эру восхождения к социальной зрелости»[25]. При этом надо полагать, что эта эра не завершается периодом ранней юности и получением школьником аттестата зрелости, а продолжается в трудовых коллективах, где и осуществляется органическое вхождение вчерашнего школьника в права и экономически, и юридически, и политически, и нравственно зрелого человека, полноправного члена социалистического общества. Что касается последующих эр развития, составляющих и завершающих жизненный путь человека, то рассмотрение этих проблем выходит за рамки нашей задачи.

Целесообразность, а быть может, необходимость выделения «эры восхождения к социальной зрелости» требует пояснений. Если представить социальную среду в ее глобальных характеристиках как относительна стабильную и помнить о том, что целью общественного воспитания в социалистическом обществе буквально с первых лет жизни ребенка и на протяжении всех последующих остается формирование всесторонне развитой личности, то весь путь до осуществления этой цели можно интерпретировать как единый и целостный этап. В таком случае он в соответствии с выдвинутыми и обоснованными выше положениями предполагает три фазы развития, формирования, становления личности, ее вхождения в социальное целое — адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.

Пытаясь прогнозировать дальнейшее развитие мировоззрения молодого поколения, можно отметить следующие тенденции[26]:

1. Отход с позиций нигилизма и отрицания всех ценностей старшего поколения, начинает преобладать критический, оценивающий взгляд на вещи.

2. В ряд важнейших ценностей, ориентиров в жизни выдвигается образованность, способность к самообучению.

3. В политической сфере молодежь большой роли не играет, намеренно игнорирует и устраняется от основных политических событий.

4. Большое воздействие на молодежь отказывают средства массовой информации, что ведет к пассивному формированию мировоззрения, то есть мировоззрение формируют силы извне, стоящие за СМИ.

5. Основное содержание культуры – протест, выражение несогласия с традиционным мировоззрением общества. Молодежная культура намного отличается от культуры предыдущего поколения, и в дальнейшем это приведет к постепенному замещению одного культурного типа другим.

6. Во взаимоотношениях внутри собственного круга молодежь становится все более коммуникативной, почти исчезает барьер в общении между полами, интересы девушек и юношей сближаются.

Стало очевидным, что проблемы изучения мировоззрения молодежи и процессов с ним связанных, необходимы в современной динамичной, политически нестабильной обстановке. Поэтому следует продолжать и расширять исследования в данной области.

Приложение 1

Анкета

Сколько часов в день ты смотришь телевизор?

Ты смотришь сериалы? Какие сериалы ты смотришь?

Какие передачи тебе наиболее интересны (музыкальные, спортивные, образовательные и т.д.)? Напиши свою любимую передачу.

Как ты думаешь, какой канал на телевидении сейчас самый интересный?

У тебя есть кино-герой, на которого ты бы хотел (а) быть похож (а)? Напиши его (ее) имя. Почему он (она) тебе нравится?

Ты любишь читать? Что ты сейчас читаешь?

Ты читаешь только то, что задали в школе, или еще сам (а) выбираешь книги?

Ты читаешь журналы? Напиши название журнала.

У тебя есть любимый литературный персонаж? Напиши его (ее) имя. Почему он (она) тебе нравится?

Как ты думаешь, зачем люди читают книги?

Приложение 2

Беседа

Тема: «Какую роль в вашей жизни играют телевидение и книги?»

План беседы:

1. Вступление. Объяснение для чего проводится беседа на заданную тему.

2. Вопросы. Получение ответов на них.

3. Высказывание мнений.

4. Завершение беседы. Подведение итогов.

Вопросы:

1. Какие детские книги вы помните? Назовите их.

2. Читаете ли вы журналы? Газеты? Что полезного и нового вы из них узнаете?

3. Ходите ли вы в библиотеку? Какую литературу вы берете?

4. Какие художественные фильмы вы смотрите?

5. Есть у вас Интернет? Слушаете радио?

[1] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3.

[2] Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка. Психология личности: Тексты /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982. С. 165.

[3] Рубинштейн С.Л. Онтология человеческой жизни // Проблемы общей психологии. 2-е изд. М., 1976. С. 242.

[4] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.С.175

[5] Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопросы психологии. 1971. № 4.

[6] Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М., 1997.С.94

[7] Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб., 1998.С.124

Страницы: 1 2


Особенности мотивационно-потребностной сферы личности испытуемых
Для изучения мотивационно-потребностной сферы применялась методика незаконченных предложений (см. приложения). Анализ результатов приводится по следующим категориям: 1. Высказывание о будущем (1, 2, 9, 13) 2. Высказывание о прошлом (3, 4) 3. Высказывание о заболевании (6, 7) 4. Высказывания, связанные с родственниками (8) 5. Высказ ...

Понятие "пограничные психические расстройства" в детско- подростковом возрасте
Проблема пограничных нервно-психических расстройств в связи с трудностью определения их границ и классификации до сих пор остается дискуссионной (Дмитриева Н.В., Морозов В.И., 1980; Захаров А.И.,1991; Ковалев В.В.,1995; Лебединский В.В., 1985; Чуркин А.А.,1995; Adler A., 1989; Alnwith M.D., Dlenar M.C., Waters E., Waters S., 1978; Bandu ...

Понятие аддиктивного поведения
Для определения аддиктивного поведения требуется рассмотреть такие термины как поведенческая норма, поведенческая патология и девиантное поведение. Отсутствие зависимости предполагает, что индивид соответству­ет понятиям поведенческой нормы. Норма же (по мнению К.К. Платонова) - это явление группового сознания в виде разделяемых групп ...