Связь основных свойств нервной системы с темпераментом и характером
Страница 4

Информация » Влияние свойств нервной системы на развитие характера человека » Связь основных свойств нервной системы с темпераментом и характером

Теплов разработал ряд фундаментальных проблем теории типологических свойств нервной системы человека, касающихся взаимоотношений динамической и содержательной стороны индивидуальности, типа нервной системы и темперамента, характера и способностей.

Индивидуальность человека наиболее выражена в его содержательных особенностях, формирующихся в его индивидуальной истории: потребностях, мотивах, интересах, способностях и др. Эти особенности социально обусловлены и обычно чаще всего изучаются психологами.

Однако нельзя не учитывать и динамическую сторону индивидуальности, ее процессуальные характеристики, проявляющиеся в деятельности и поведении. Так, одни люди спокойны и медлительны, для них наиболее удобен устойчивый, равномерный темп работы; другие импульсивны, порывисты, с быстрыми реакциями; они хорошо себя чувствуют в ситуациях, требующих быстрого переключения с одной формы деятельности на другую. Одни легко переносят сильные раздражители, внезапно возникающие трудности стимулируют их деятельность; другие в таких случаях становятся неработоспособными, но зато они бывают незаменимы при выполнении монотонной работы, а также действий, предъявляющих повышенные требования к чувствительности анализаторов, участвующих в работе. Эти особенности человека не столь очевидны, как содержательные характеристики, тем не менее, их влияние на эффективность и динамику деятельности весьма существенно. Эти процессуальные особенности могут иметь физиологическую основу. Они связаны с индивидуальными особенностями протекания основных нервных процессов – возбуждения и торможения.

Поскольку основные свойства нервной системы – физиологические характеристики, их нельзя отождествлять с психологическими особенностями человека. Невозможно прямо перенести содержание физиологического свойства на психологическую характеристику. Нельзя, например, считать, что если человек обладает подвижной нервной системой, то он обязательно быстрый, нетерпеливый и т.д. Как уже говорилось, ни одна особенность психики не может быть обусловлена только природой; психика формируется в онтогенезе и завит от воспитания, обучения и условий жизни в целом.

Поэтому выделить в психологических характеристиках влияние чисто физиологических особенностей, каковыми являются основные свойства нервной системы, крайне сложно. Это особая проблема, имеющая важное практическое значение, так как от ее решения зависят стратегия и тактика обучения и воспитания детей, решение вопросов профессиональной пригодности и организации трудовой деятельности, профессионального обучения и много другое.

Мы уже говорили о том, что основные свойства нервной системы проявляются в деятельности и поведении человека. Какими психологическими характеристиками опосредуется эта безусловная взаимосвязь между свойствами и поведением?

Самое близкое по содержанию к типу нервной системы его психологическое проявление – темперамент. В свойствах темперамента физиологическая обусловленность психики проявляется с наибольшей очевидностью.

И.П. Павлов отождествлял эти два термина, противопоставляя их характеру. Как уже отмечалось, тип нервной системы (темперамент) рассматривался им как конституциональный, наследственный. Также как конституционально-обусловленный темперамент понимался и в допавловской психологии, философии, медицине – у Аристотеля, Галена, в средние века у алхимиков, у Галля и других френологов. Однако психологическая характеристика «темперамент» не может быть тем же, что и физиологическая характеристика высшей нервной деятельности.

Многие определения темперамента, которые давались отечественными психологами (Б.Г. Ананьевым, А.В. Запорожцем, Н.С. Лейтесом и др.), подчеркивали его обусловленность типом высшей нервной деятельности. Темперамент рассматривается как психологическое проявление общего типа нервной системы. Однако свойства темперамента нельзя выделить только на основе их зависимости от типа высшей нервной деятельности. Необходимо описать психологические признаки темперамента: каковы они, как теоретически подойти к их выделению из всего многообразия психологических особенностей.

Главный критерий таков: они должны выполнять в психической деятельности ту же функцию, что и основные свойства нервной системы в высшей нервной деятельности. От свойств нервной системы зависит динамика высшей нервной деятельности, а от свойств темперамента должна зависеть динамика психической деятельности. Поэтому С.Л. Рубинштейн определил темперамент как «динамическую характеристику психической деятельности индивида». Это наиболее широкое по содержанию определение темперамента. Теплов видел ценность этой характеристики темперамента в том, что в ней разделены темперамент как динамическая сторона психической деятельности и содержание психической жизни личности.

Такое определение темперамента поддерживают многие отечественные психологи. Если принять его за основу, то главная стратегия в его изучении должна состоять в выявлении тех психологических особенностей, которые являются проявлениями основных свойств нервной системы; для этого жизненные индикаторы должны сопоставляться с экспериментальными показателями свойств нервной системы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Защитные психические механизмы
Что такое «защитные механизмы»? В связи с тем, что как уже описывалось, согласно З. Фрейду, в человеческой психике происходит постоянный конфликт между уровнями личности, для смягчения вызываемой этим конфликтом чувства напряженности и вины человеческая психика выработала ряд защитных механизмов, призванных бессознательно подавлять или ...

Психологические особенности подростков, совершивших правонарушения
Еще недавно внимание специалистов в области права, психологии и криминологии было сосредоточено главным образом на тех особенностях подростков, которые характеризуются личностью в «норме». Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей определяет специфику их поведения. Подросток, совершивший преступление, имеет следую ...

Готовность к обучению в среднем звене, основные проявления и факторы школьной дезадаптации
Каковы показатели готовности учащихся начальной школы к переходу в среднюю? Можно выделить следующие компоненты в содержании понятия "готовность к обучению в средней школе": 1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала учащимся. 2. Сформированность у ребенка новообра ...