Связь основных свойств нервной системы с
темпераментом и характеромСтраница 3
Тип высшей нервной деятельности, пишет В.С. Мерлин, не определяет отношения личности к действительности с содержательной стороны, но он оказывает значительное воздействие на некоторые формы этого отношения. Эту идея творец иллюстрирует на примере отношения к отметкам двух исследованных им школьников. Экспериментальное исследование показало, что у первого нервные процессы слабые и инертные, у второго - сильные и подвижные с преобладанием возбуждения. Оба хорошо относились к учению и были заинтересованы в получении хороших отметок, но реакции их на отметки были разные: у первого - длительные (вследствие инертности нервных процессов), у второго - кратковременные (вследствие их подвижности); у первого отрицательная отметка вызывала заторможенное состояние, у второго - повышенное возбуждение. Эти примеры показывают неимение простого параллелизма промеж свойствами нервной системы и характером поведения. Но они говорят также о необходимости учитывать свойства нервной системы для вероятно лучшей организации работы.
Свойства нервной системы накладывают глубокий отпечаток на все поведение человека. Но в чем именно выражается этот отпечаток - этого нельзя вывести из простого переноса слов мощь - бессилие, возбудимость - тормозность, подвижность - инертность с характеристики физиологических процессов на характеристику поведения. Это надобно изучать. Отсюда возникает специальная научная проблема - изучение психологических проявлений основных свойств нервной системы.
Разработка этой проблемы только начинается. И это вполне понятно. прежде чем приступать к ней, надобно было разработать методики точного определения свойств нервной системы. Но, как видно из сказанного выше, и эта задание решена к настоящему времени лишь частично. Принципиальной ошибкой, лишающей смысла всю работу, было бы заменять определение физиологических свойств нервной системы психологической характеристикой поведения и потом пытаться решить проблему взаимоотношения свойств нервной системы и психических свойств личности.
Наша работа по своей цели и задачам - психологическая, так как мы стремимся отыскать физиологические основы психологических различий промеж людьми. Но по своим методам в исходной своей части и по используемым нами понятиям это работа физиологическая. Проблема, которой мы занимаемся, относится к той области знания, которую можно назвать психофизиологией и которая является пограничной промеж физиологией и психологией в том же смысле, в каком биохимия кушать наука пограничная промеж химией и биологией.
Последний вопрос, имеющий существенное практическое значение.
Иногда полагают, что надобно искать пути изменения свойств нервной системы в желательную сторону. Такую точку зрения нельзя считать правильной. Во-первых, мы вдобавок ничего не знаем о путях и способах изменения свойств нервной системы, но твердо знаем, что это изменение может совершаться лишь очень небыстро и в результате изменения каких-то биологически существенных условий жизни. Во-вторых, неизвестно, что следует считать желательными свойствами нервной системы. Слабая нервная система - это нервная система малой работоспособности (в физиологическом смысле), но высокой чувствительности. Кто возьмется решить в общей форме вопрос, какая нервная система лучше: более чувствительная, но менее работоспособная или менее чувствительная, но более работоспособная?
Существуют некоторые виды деятельности, в которых выносливость нервной системы к сверхсильным нагрузкам имеет решающее значение. Для таких видов деятельности необходимы лица с сильной нервной системой. Но существуют и такие виды деятельности, где более важное значение имеет высокая чувствительность, реактивность.
Изменение свойств нервной системы должно водить в конце концов к нивелированию индивидуальности, к стремлению сделать всех людей одинаковыми.
Каждый человек обязан быть принципиальным, честным, творчески относиться к труду, руководствоваться в своем поведении сознанием общественного долга, аристократия основы наук и т.д. Все эти качества могут быть развиты при любых особенностях нервной системы. Но у каждого человека формы проявления одних и тех же социально необходимых качеств различны.
Общество заинтересовано в богатстве и разнообразии индивидуальностей у социально ценных личностей, в расцвете индивидуальностей, а не нивелировании их.
Проблема проявления основных свойств нервной системы в психологических характеристиках всегда рассматривалась Б.М. Тепловым и его последователями как имеющая принципиально важное значение. Сама идея изучения типологических особенностей, обусловливающих некоторые стороны индивидуальности, базировалась на представлении о том, что только этим путем можно подойти к подлинно научному пониманию и объяснению многих вопросов, возникающих в психологии личности, и, как следствие этого, к практическому применению психологических знаний.
Изучение свойств нервной системы не было для Теплова самоцелью. «Наша работа по цели и задачам – психологическая, так как мы стремимся найти физиологические основы психологических различий между людьми», - писал он. Поэтому проблема психологических проявлений типологических свойств всегда находилась в центре внимания как лаборатории Теплова, так и его учеников и последователей.
Теоретическая часть. Мотивация достижения успеха
Мотивация (лат. moveo – двигаю) — теоретический конструкт, обозначающий материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотивация представлена субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, свя ...
Педагогические рекомендации по руководству сюжетно-ролевыми играми в работе
со старшими дошкольниками
Педагогам необходимо стараться не занимать время отведенное для игры другими видами деятельности.
Необходима тщательная подготовка педагога к игре. При планировании игры следует помнить, что у дошкольников желание играть вызывает совместная подготовка с воспитателем интересной игры. В этой совместной деятельности воспитателю необходимо ...
Теоретические основы подростковой ксенофобии в основной школе.
Понятие ксенофобии в современной
психологии и педагогике
Ксенофобия (от греч. ξένος, «чужой» и φόβος, «страх») – навязчивый страх перед другими людьми, а также ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного. Воздвигнутое в р ...