Связь основных свойств нервной системы с
темпераментом и характеромСтраница 5
Какие же динамические особенности характеризуют психическую деятельность человека? С.Л. Рубинштейн выделяет силу и напряженность психической деятельности, скорость протекания, ритм и темп психических процессов и др. Особенно ярко темперамент проявляется в психомоторике: походке, мимике, движениях и пр. Поскольку в динамике деятельности и поведения проявляются такие же индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, многие психологи относят к свойствам темперамента эмоциональность, тревожность, впечатлительность, импульсивность и др.
Зависимость перечисленных динамических характеристик психической деятельности от основных свойств нервной системы подтверждается в экспериментальных исследованиях, проводившихся последователями Теплова. Так, Н.С. Лейтес нашел зависимость некоторых качественных характеристик психической активности (особенности включения и завершения деятельности, широта охвата разнообразных условий, напористое преодоление трудностей и др.) от силы нервной системы. Э.А. Голубева и ее сотрудники установили зависимость динамики непроизвольного запоминания от лабильности нервной системы, а также способов запоминания (степени использования анализа смыслового содержания текстов) – от слабости нервной системы.
По данным В.С. Мерлина, черты темперамента, обусловленные типологическими особенностями, влияют на силу ощущений, сосредоточенность, устойчивость и переключаемость внимания, легкость мобилизации образов памяти и др. В его лаборатории была установлена зависимость тревожности учащихся от слабости нервной системы, а также связь экстравертированности с подвижностью. Л.А. Шварц нашла, что ригидность, понимаемая как трудность изменения привычек и сформировавшихся способов деятельности, измеренная с помощью одной из методик оценки когнитивного стиля, коррелирует с инертностью нервных процессов.
Еще один признак отнесенности психологической особенности к темпераменту – ее относительная устойчивость, постоянство. Поэтому не все, например, особенности эмоционально-волевой сферы, а только относительно консервативные можно отнести к проявлениям темперамента. Так, если человек в разнообразных обстоятельствах по отношению ко многим людям на протяжении достаточно длительного периода жизни ведет себя сдержанно, спокойно, если эти особенности эмоциональной сферы характеризуют его индивидуальность, то их можно считать чертами темперамента данного человека.
Однако свойства темперамента – не статические психологические особенности, а очень медленно изменяющиеся под влиянием внешних факторов, а также содержательных характеристик личности свойства. Это признают многие отечественные психологи (А.В. Запорожец, П.А. Рудик, Ю.А. Самарин, И.В. Страхов и др.). А немецкий психолог В. Вунд, например, считал, что у человека в разное время могут проявляться все четыре типа темперамента. За счет этой изменчивости люди самого разного темперамента могут приспосабливаться к очень разным и изменяющимся условиям действительности. В.С. Мерлин называет свойства темперамента динамическими тенденциями, характеризуемыми определенными пределами, в которых они могут проявляться.
Темперамент взаимосвязан с другими сторонами личности. Поэтому его проявления зависят от содержания жизни и деятельности человека. Например, впечатлительность и эмоциональная возбудимость человека могут проявляться не во всех ситуациях, по отношению не ко всем явлениям, людям, предметам, а опосредованы его убеждениями, вкусами, значимостью, ценностью воспринимаемых объектов и пр. В то же время динамика деятельности и поведения определяется не только темпераментом, но и содержательными психологическими характеристиками. Так, при отсутствии положительного мотива к общению спокойный, уравновешенный человек может начать нервничать, раздражаться, вести себя агрессивно.
Таким образом, динамические характеристики поведения и деятельности нельзя относить к темпераменту. Они могут быть обусловлены и отношениями личности, ее направленностью, характером и другими содержательными психологическими чертами. Свойствами темперамента считают лишь те динамические особенности психической деятельности, которые зависят от общих основных свойств нервной системы и остаются консервативными, относительно устойчивыми.
Темперамент неразрывно связан с характером. Согласно Теплову, темперамент как психологическое проявление основных свойств нервной системы имеет непосредственное отношение к природной основе характера. Эту точку зрения разделяют многие психологи. Так, С.Л. Рубинштейн называл темперамент предпосылкой характера, его «чувственной основой». Н.Д. Левитов считал, что темперамент определяет эмоциональный стиль направленности личности, которая проявляется в характере.
В самом общем виде характер можно рассматривать как «основные, стержневые, наиболее существенные свойства человека, которые определяют го общий облик и его поведение». Содержание характера неразрывно от направленности личности. Его становление происходит по мере формирования направленности, т.е. иерархической и устойчивой системы мотивов и отношений личности. Действенный и устойчивый мотив поведения – «это в потенции будущая черта характера в ее генезисе». В чертах характера проявляется специфическое отношение личности к другим людям, окружающему миру, себе.
Психологические основы обыска
Эффективность таких важных следственных действий как обыск, опознания и следственный эксперимент в немалой степени зависит от правильного и умелого использования следователями психологических знаний, научной разработки их психологии. Поэтому в русле данной темы мы рассмотрим общую психологическую характеристику каждого из этих следствен ...
Научно-теоретические основы школьной адаптации. Школьная
адаптация как междисциплинарная проблема
Проблема охраны психического здоровья детей актуальность которой становится все более очевидной в связи наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среды детского населения, не может быть решена без практического использования медико-психологических и социально-психологических знаний в системе школьног ...
Разработка и апробация методики психологического консультирования по
проблемам агрессивного поведения детей с использованием методов проекции. Программа
исследования.
Цель исследования:
разработать методику психологического консультирования младших школьников направленную на снижение агрессии у детей семилетнего возраста.
Задачи:
1. На основе полученных в процессе анализа литературы данных, разработать методику консультирования агрессивных детей младше школьного возраста.
2. Осуществить апробацию ...

