Теоретический анализ проблемы гендерных различий
как фактора межличностного понимания в юношеском возрасте. Социальная перцепция и межличностное пониманиеСтраница 3
Межличностное понимание-взаимопонимание
С позиций системного подхода взаимопонимание можно рассматривать как условие усиления системы, ее устойчивости, например системы межличностных общений в юношеском возрасте.
На уровне социальной метасистемы происходят процессы ассоциации и диссоциации. Ассоциация проявляется как процесс сближения, приспосабливания, выравнивания, объединения членов социума. Диссоциация проходит ряд таких ступеней, как ослабление, выделение, отделение, разрыв связи.
Взаимопонимание на социальном уровне обеспечивается согласованностью и конвенциональностью социально-ролевых ожиданий, типичными шаблонами межличностных взаимоотношений, например, гендерными стереотипами.
Взаимопонимание детерминировано культурно-историческими, этническими, цивилизационными рамками. Это обычно рассматривается как проблема межкультурной коммуникации. Среди факторов, затрудняющих взаимопонимание в межкультурной коммуникации, чаще других упоминаются следующие: стереотипы и предубеждения, ошибочная интерпретация невербальных сигналов, допущение о естественной правильности собственных ценностей и норм, недооценка языковых различий.
Факторы, ведущие к повышению межкультурной коммуникативной компетентности (и взаимопониманию вообще) – мотивация, знания, навыки. К факторам мотивации относятся само желание партнеров прийти к взаимопониманию, значимость контакта, взаимная симпатия, открытость для новой информации.
Факторы знания включают представления об объекте и ситуации, знание сходства и различий, допущение возможности более чем одной точки зрения, знание альтернативных интерпретаций. Среди навыков важны эмпатия, навыки постоянного сбора и обновления информации, создания новых категорий, коррекции своего поведения. Это те качества коммуникантов, которые способствуют взаимопониманию в общении.
Нишанов (1990) выделяет пять признаков понимания:
· у понимания нет объекта, но есть предмет;
· оно осуществляется с помощью аппарата понимания, основа которого: система понятий, картина мира, принципы понимания и т.п;
· понимание - выявление и выбор альтернатив;
· ему присуща способность видеть за данными иное;
· это уровневый, иерархический процесс.
Понимая что-то, человек создает мысленные конструкции, связывая их с одной стороны, с объектом, а с другой, с имеющимися у него знаниями о мире. Таким образом, понимание - процесс построения мысленных моделей отдельных фрагментов внешнего, внутреннего или воображаемого мира.
Существенной стороной понимания является эмоциональное отношение и оценка. Бодалев (1982), описывая понимание людьми друг друга, отмечает, что у каждого человека под влиянием общества формируются нравственно-эстетические требования, эталоны, используя которые человек дает оценку окружающим.
Понимание является необходимым аспектом познания человека человеком, его внутреннего мира. Поскольку мотивация заинтересованности в этом познании проявляется не в единичной ситуации, а носит устойчивый характер, выделяют межличностное понимание, противопоставляя его взаимопониманию, носящему ситуативный характер.
Понимание связанно не столько с получением новых знаний, а сколько с процедурами его интерпретации, наделения смыслом. Именно интерпретация является важной психологической составляющей понимания. Смыслом для субъекта оказывается познавательное отношение к содержанию познания. В то же время, знания являются психологическим предпосылками и основанием для его формирования. В связи с этим остро встает проблема влияния гендерных различий на межличностное понимание, поскольку знания о них (о типичном поведении, реакциях и способностях), трансформируют картину мира и его восприятие, влияя на эффективность понимания и взаимодействия между людьми.
В психологической литературе существует несколько альтернативных подходов, различающихся тем, какой аспект акцентируют авторы. За основу берется, например, понимание индивидуальных особенностей и мотивов поведения друг друга, или взаимное принятие и поддержка самооценки партнеров, или понимание возможности или невозможности вести себя определенным образом в конкретной ситуации, или сходство мировоззрения и ценностных ориентаций как фактор взаимопонимания. Эти и другие аспекты можно классифицировать по основанию «содержание – структура – процесс» или по критериям эффективности взаимопонимания – эмоциональным (удовлетворение общением), когнитивным, поведенческим (как предпосылке эффективности совместной деятельности).
Психофизиологические основы внимания
Для понимания физиологических основ внимания большое значение имеют работы выдающихся русских физиологов И.П. Павлова и А.А. Ухтомского.
Уже в выдвинутом И.П. Павловым представлении об особых реакциях нервной системы — ориентировочных рефлексах (рефлекс "что такое?", как его называл И.П. Павлов) содержалось предположение о ре ...
Приложения
Приложение 1
ПРАКТИКУМ ПО САМОПОЗНАНИЮ
Задание 1
Изучение способности к самопознанию с помощью опросника «Что значит познать себя?» (по А. И. Красило)
Инструкция: перед вами опросник. Внимательно прочитайте каждое утверждение и выберите только один из четырех вариантов ответов, с которым вы согласны в большей степени. Если вас ни од ...
Анализ индивидуальных реакций и индивидуального поведения. Виды,
темпы и направления движений
Виды движений. Размашистые, словно охватывающие движения демонстрируют уверенность говорящего и свидетельствуют о том, что ему нечего скрывать. По малозаметным движениям, которые к тому же часто совершаются украдкой, можно судить о том, что говорящий не хочет привлекать к себе внимание. Подобные движения кажутся незначительными, непритя ...